Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

Ю.М. ОРЛОВ. Обида. Вина.

Составитель А.В.Ребенок.
Серия: Исцеление размышлением.
Москва, «Слайдинг», 2003

«Человек, стремящийся к мудрости, учится на ошибках, глупый повторяет их. Очень глупый, повторяя ошибки, не учится, а становится злым» – так начинает книгу об обиде и вине Юрий Орлов.
Мышление – великое достижение духовной эволюции человека, но оно может порождать плохие эмоции, действовать непроизвольно, бессознательно. Вследствие этого мы оказываемся беззащитными перед нашим умом. Все эмоции человека имеют свой положительный и отрицательный смысл. Если эмоции недоразвиты или подавлены, возникает эмоциональная тупость, являющаяся симптомом шизофрении. Но если эмоции развиты чрезмерно, то они приносят большие страдания и вызывают психосоматические болезни.
Общеизвестны три способа борьбы с собственными плохими эмоциями: утоление (разрядка), сдерживание (самообладание) и переключение. Но все эти способы не решают проблемы – при разрядке эмоция исчезает на время, а далее... «обидчивые с каждой обидой становятся все более обидчивыми», при сдерживании энергия ищет выход и найдет повод для своего выражения, а переключение на удовольствия дает лишь временное облегчение. Химические средства защиты от плохих эмоций вредны всегда – они ведут к возникновению зависимости.
Первая часть книги – «Обида». Обида принципиально отличается от других эмоций – она поражает любящих: ведь неподобающее поведение нелюбимых нас просто возмущает, вызывает негодование, но не обиду. В книге рассказывается об условиях возникновения обиды, о том, что происходит в человеке, когда он обижается. Обида – это страдание и, как всякое страдание, возбуждает защитные действия, самые древние из которых – бегство и нападение. Но от обиды не убежишь, остается только одно – нападение, которому всегда сопутствует гнев – гнев на того, кто по определению объект любви. Поэтому человек воздерживается от явного нападения, но нападает на обидчика в уме. Такая умственная агрессия разрушает человека, вызывает болезни.

Цитата

Как ослабить обиду? Вот что пишет Ю.М.Орлов:
«Попробуйте ответить на вопрос, насколько ваши ожидания относительно поведения другого реалистичны. И вы удивитесь, насколько вы нереалистичны, эгоистичны и склонны к тирании с близкими вам людьми. Поскольку любимый человек не соответствует вашим ожиданиям, получается, что вы непроизвольно и автоматически наказываете его чувством вины... »

В главах «Очищение памяти от обид», «Отстранение обиды», «Имитация обиды» рассказывается о саногенных методах «размышления обиды», о том, как эту болезненную эмоцию размыслить, сделать слабой, безвредной и даже полезной.
Вторая часть книги – «Вина». Вина среди чувств занимает особое место – она может возникать без всякой причины. Ю.М.Орлов пишет, что когда родители обижаются на ребенка, они невольно программируют его поведение в соответствии со своими ожиданиями. А дитя, хотя и смутно, интуитивно чувствует ожидания родителей и старается оправдать их. Не всегда получается. Поэтому отклонения от ожиданий родителей и следующие за ними неприятные переживания (в случае не такого уж большого числа повторений) могут образовать умственную привычку автоматически возникающего переживания – чувства вины. Каждый из нас имеет этот автомат, и у каждого иногда из глубин бессознательного всплывает мрачный тиран вины и терзает нашу совесть.
«Обидчивость» родителей может создать у ребенка невроз вины, повышенную тревожность и беспокойство. «А если родители совсем не обижаются на детей?» – спрашивает Ю.М.Орлов. И отвечает: «Крайности всегда плохи. Когда мы вовсе не обижаемся на детей, по лени или из любви потворствуя их своеволию, мы препятствуем развитию у них нормального чувства вины». Черствость, бессовестность – вот результат такого воспитания.
Вина в отличие от обиды менее контролируема. Особенно мучительна размытая, «плавающая» вина, становящаяся хроническим и иррациональным чувством. А в случаях, например, применения к детям отсроченного наказания вина после него сразу снижается, и ребенок получает облегчение в результате получаемого наказания. Налицо положительное эмоциональное подкрепление – наказание становится удовольствием избавления от вины. Дальше понятно...
Ни утоление через гнев, ни выпрашивание прощения, ни переключение, ни вино и т.п. неэффективны в борьбе с болезненными проявлениями этого чувства, а многие способы просто опасны для жизни. «Вина сидит в человеке как заноза... Этот порочный круг может быть разорван только методами саногенного мышления – научным знанием о том, как наш ум вырабатывает эмоции, и умениями сознательного контроля умственного поведения».
Ю.М.Орлов подробно описывает приемы работы с чувством вины: для ослабления этого чувства нужно осознать ожидания другого, уметь меняться ролями с другим или изменять его ожидания и, наконец, уметь имитировать вину.
Эта книга может помочь изменить умственные привычки, умственное поведение, облегчить эмоциональное состояние, улучшить взаимопонимание с окружающими людьми, особенно со своими детьми.

Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru