Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ

Как надо “заниматься с ребенком”?

…И если вы с ним совсем не занимаетесь, значит ли это, что вы – плохие родители?

Галина. В последнее время у меня появилось чувство, что я плохая мать. Мне ужасно неинтересно заниматься с детьми. Я работаю, работаю много. Около нашей школы есть группа женщин, которая стоит там целый день, обсуждая школьные дела своих детей. Представляете – часами всерьез обсуждать нюансы заполнения дневника? Также вспоминаю и детскую площадку, на которой только и слышно было, кто как с ребенком занимался и сколько ребенок съел ложек супа. И, главное, видно, что людям это действительно интересно.
А вот я с собой ничего поделать не могу. И устала бороться со своим чувством вины, неполноценности. Хотя детей люблю и мне ничего для них не жалко (времени тоже). Но вот сесть и лепить из пластилина, гонять мячик – не могу, хоть режьте.
И как люди в детсаду работают, все эти сказки про Колобка читают-сюсюкают – не понимаю. Это подвиг какой-то…

Ирина ХОМЕНКО. А зачем с ребенком ЗАНИМАТЬСЯ? С ним жить надо, да и все. Я не думаю, что формальное обучение чтению-письму-рисованию даст безмерный толчок к его развитию. Вы ж не переживаете, что не принимали участия в ткачестве скатерти, на которой едите в ресторане. Для этого есть специальные люди – ткачи.
Так и с развитием ребенка. На мой взгляд, нужно вовремя подбрасывать ребенку качественных “учителей”, а самому учить его восприятию всех аспектов жизни и этой самой учебы. Пусть ребенка рисовать научит тот, кто это хорошо умеет, а вы научите его тому, что хорошо умеете именно вы. В роли учителей могут быть
не только взрослые, но и дети.
Мне кажется, что чтение под «зубовный скрежет» мамы мало даст духовному развитию ребенка – аура не та.
Научите его лучше получать настоящее удовольствие от жизни – это вообще мало кто умеет. Научите его отношению к занятиям – на примере отношения к своей работе. Научите заботиться о других – например, когда вы приходите уставшая и хотите, чтобы ребенок дал вам возможность отдохнуть.
А чтобы сделать ваше общение приятным для обеих сторон, старайтесь просто откликаться на его активность теми способами, которые доступны в тот или иной момент вашей жизни.
Недавно обратился ко мне один заботливый папаша. Сыновей своих они с женой воспитывали так, что любой позавидовать может: и играли с ними, и в кружки записывали, и в школу до 12 лет водили... Теперь спрашивают: “А как инфантильность убрать? У детей целей нет, они ничего не хотят. В лицее программа им стала неинтересна, но не переводить же их в обычную школу...”
Спрашивается, ну и куда все пристальное внимание делось? Ну, знают их дети все музеи города лучше историков, а толку-то? Для чего это детям, если они о своей жизни позаботиться не могут?
На мой взгляд, слишком сильный акцент на внешних проявлениях (показателях) развития деток – это стремление родителей не углубляться в более серьезные процессы, которые протекают внутри. Есть не много мам, которые связывают внешнее и внутреннее, используя сказки-рисовалки как средство познания ребенком себя и других. Но это, повторю, встречается достаточно редко. И, когда я слышу разговоры всерьез о том, что у ребенка 2–3 лет плохой стул или он кефирчик не пьет... Нет, мне это совсем не близко. Потому что если эта мама обсуждает такие вопросы с другими (посторонними) людьми, представляю, под каким прицелом живет ее ребенок дома. Мне нравится, когда на малыша как на интересного духовного субъекта смотрят, а не как на неполноценное биологическое существо…
Про детский сад вы это зря. Чтобы общаться с детьми, не нужно с ними сюсюкать. Надо только уметь перевести взрослые темы на детский язык. Дети удивительно талантливы – у них внутри есть такой природный камертон, по которому они чутко улавливают ценное и пустое. И именно малыши особенно признательны взрослому за равное отношение.
Я читала об одном эксперименте. 1000 взрослых людей попросили нарисовать образ, который возникает у них при слове “человек”. Большинство нарисовали мужчину, какая-то часть – женщину, и лишь один испытуемый нарисовал ребенка. В жизни то же самое встречается. Ну не видим мы в ребенке Человека. Так кого и зачем мы тогда развиваем? Полуфабрикат, что ли? :))

По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru

Консультант – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им.А.И.Герцена Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru