РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Как надо “заниматься с ребенком”?
…И если вы с ним совсем не занимаетесь,
значит ли это, что вы – плохие родители?
Галина. В последнее время у меня
появилось чувство, что я плохая мать. Мне ужасно
неинтересно заниматься с детьми. Я работаю,
работаю много. Около нашей школы есть группа
женщин, которая стоит там целый день, обсуждая
школьные дела своих детей. Представляете –
часами всерьез обсуждать нюансы заполнения
дневника? Также вспоминаю и детскую площадку, на
которой только и слышно было, кто как с ребенком
занимался и сколько ребенок съел ложек супа. И,
главное, видно, что людям это действительно
интересно.
А вот я с собой ничего поделать не могу. И устала
бороться со своим чувством вины,
неполноценности. Хотя детей люблю и мне ничего
для них не жалко (времени тоже). Но вот сесть и
лепить из пластилина, гонять мячик – не могу,
хоть режьте.
И как люди в детсаду работают, все эти сказки про
Колобка читают-сюсюкают – не понимаю. Это подвиг
какой-то…
Ирина ХОМЕНКО. А зачем с ребенком
ЗАНИМАТЬСЯ? С ним жить надо, да и все. Я не думаю,
что формальное обучение чтению-письму-рисованию
даст безмерный толчок к его развитию. Вы ж не
переживаете, что не принимали участия в
ткачестве скатерти, на которой едите в ресторане.
Для этого есть специальные люди – ткачи.
Так и с развитием ребенка. На мой взгляд, нужно
вовремя подбрасывать ребенку качественных
“учителей”, а самому учить его восприятию всех
аспектов жизни и этой самой учебы. Пусть ребенка
рисовать научит тот, кто это хорошо умеет, а вы
научите его тому, что хорошо умеете именно вы. В
роли учителей могут быть
не только взрослые, но и дети.
Мне кажется, что чтение под «зубовный скрежет»
мамы мало даст духовному развитию ребенка – аура
не та.
Научите его лучше получать настоящее
удовольствие от жизни – это вообще мало кто
умеет. Научите его отношению к занятиям – на
примере отношения к своей работе. Научите
заботиться о других – например, когда вы
приходите уставшая и хотите, чтобы ребенок дал
вам возможность отдохнуть.
А чтобы сделать ваше общение приятным для обеих
сторон, старайтесь просто откликаться на его
активность теми способами, которые доступны в
тот или иной момент вашей жизни.
Недавно обратился ко мне один заботливый папаша.
Сыновей своих они с женой воспитывали так, что
любой позавидовать может: и играли с ними, и в
кружки записывали, и в школу до 12 лет водили...
Теперь спрашивают: “А как инфантильность убрать?
У детей целей нет, они ничего не хотят. В лицее
программа им стала неинтересна, но не переводить
же их в обычную школу...”
Спрашивается, ну и куда все пристальное внимание
делось? Ну, знают их дети все музеи города лучше
историков, а толку-то? Для чего это детям, если они
о своей жизни позаботиться не могут?
На мой взгляд, слишком сильный акцент на внешних
проявлениях (показателях) развития деток – это
стремление родителей не углубляться в более
серьезные процессы, которые протекают внутри.
Есть не много мам, которые связывают внешнее и
внутреннее, используя сказки-рисовалки как
средство познания ребенком себя и других. Но это,
повторю, встречается достаточно редко. И, когда я
слышу разговоры всерьез о том, что у ребенка 2–3
лет плохой стул или он кефирчик не пьет... Нет, мне
это совсем не близко. Потому что если эта мама
обсуждает такие вопросы с другими (посторонними)
людьми, представляю, под каким прицелом живет ее
ребенок дома. Мне нравится, когда на малыша как на
интересного духовного субъекта смотрят, а не как
на неполноценное биологическое существо…
Про детский сад вы это зря. Чтобы общаться с
детьми, не нужно с ними сюсюкать. Надо только
уметь перевести взрослые темы на детский язык.
Дети удивительно талантливы – у них внутри есть
такой природный камертон, по которому они чутко
улавливают ценное и пустое. И именно малыши
особенно признательны взрослому за равное
отношение.
Я читала об одном эксперименте. 1000 взрослых людей
попросили нарисовать образ, который возникает у
них при слове “человек”. Большинство нарисовали
мужчину, какая-то часть – женщину, и лишь один
испытуемый нарисовал ребенка. В жизни то же самое
встречается. Ну не видим мы в ребенке Человека.
Так кого и зачем мы тогда развиваем?
Полуфабрикат, что ли? :))
По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru
Консультант – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ
им.А.И.Герцена Санкт-Петербург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|