Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Александр АДАМСКИЙ

Как мы провели лето?

ЕГЭ сдали и ужаснулись

Основной образовательной темой лета был, конечно, единый экзамен. Почему-то уже в июле В.Болотов, главный по ЕГЭ, поспешил заявить, что общая оценка эксперимента – четыре с минусом.
То есть считается, что результатом является сам факт сдачи экзамена во всех участвовавших в эксперименте регионах. Ну тогда действительно – факт сдачи состоялся, осталось подсчитать общий бюджет (сколько истрачено в регионах), сложить с суммой, выделенной из федерального бюджета по линии Федеральной программы развития образования, и можно оценить эффективность затрат.
Содержательная же сторона результатов сданных экзаменов по линии ЕГЭ шокировала всех: и ученых, и чиновников, и экспертов. Оказалось, что по параметрам освоения учебных программ, то есть по старым добрым советским параметрам оценки качества обучения, почти половина выпускников российских школ – двоечники и троечники.
На самом деле это сенсация.
Школа не учит тому, чему ей приказано учить.
Тому, что хотят закрепить в качестве стандартов, что положили в основу ЕГЭ, тому, что еще двадцать лет назад считалось гордостью и нашим главным достижением, – формальным знаниям школьных учебных программ.
Это не работает, эффективность школы, замеренная по советским параметрам, менее 50%. Половина школьников не выучивается так, как намечено официальными органами.
Ну тогда либо надо созывать Совет Безопасности и разбираться, почему у нас такой уровень образования, либо понять, что изменилось само представление о качестве и это новое качество надо измерять по-другому.
Кстати, вполне вероятно, что и по современным параметрам наша школа окажется неэффективной, но по крайней мере станет ясно, в каком направлении надо прилагать усилия и тратить ресурс. А то ведь сейчас по результатам ЕГЭ станут усиленно исправлять ситуацию по фиктивным показателям.
По состоянию на 24 июня двоечников и троечников по математике было 13,7 и 41,1%, то есть в сумме – 54,8%. По истории России соответственно 11,7 и 44,4%, в сумме 56,1%. По литературе: 8,4% двоек, 47,9% троек, всего 56,3%. По другим предметам не лучше.
С нашей точки зрения, результаты ЕГЭ вовсе не показатель уровня школьного образования, а показатель несовершенства его содержания. Оно предельно искусственно, формально, несовременно. И ни в коем случае не нужно стараться поднимать эти показатели. Они отражают реальность, а не наше отставание. Это содержание невозможно освоить больше, чем оно осваивается. Это как кпд паровоза – имеет свой верхний предел. Он достигнут. Дальше надо либо пересаживаться на другой вид транспорта, либо довольствоваться скоростью и комфортом передвижения на паровозе.

А в это время нас зовут в ВТО

ВТО – это Всемирная торговая организация. Все думали, что процесс вхождения в ВТО – вопрос только экономический, но оказалось, что там есть существенная образовательная составляющая. Более того, вопрос ставится очень определенно: речь идет о присоединении российской системы образования к соглашениям ВТО. Для системы образования это означает жесткое вхождение в стандарты, продиктованные глобализацией, и основной документ здесь – «Генеральное соглашение по торговле и услугам» (ГСТУ). В июне был обнародован документ о позиции Министерства образования и Союза ректоров в связи с присоединением России к ВТО.
Смысл документа: не надо торопиться, «чисто рыночное отношение к образованию не принесет ему пользы, сделает предметом купли-продажи, а не общественным благом, основой собственной национальной культуры».
Кроме того, с точки зрения Министерства образования и ректоров, наднациональный характер ГСТУ снижает роль правительства в проведении собственной культурной политики, а неточность определений может привести к международным судебным процессам. Но главное – госбюджетное финансирование может быть распылено по всем независимо от качества и национальной принадлежности учебным заведениям. То есть речь идет о том, что присоединение к ВТО, точнее, к ГСТУ, открывает путь зарубежным вузам в Россию.
К чему это может привести?
Правильно: к разрушению монополии ректоров и Министерства образования на профессиональное обучение в России. К изменению, причем принципиальному, и самой системы попадания в вузы.
Теперь, возвращаясь к результатам ЕГЭ, можно предположить, что из трех главных задач эксперимента – повысить доступность, поднять качество и искоренить коррупцию – выполнена лишь одна.
Доступность стала выше – московские абитуриенты оказались в связи с этим в очень сложном положении, поскольку провинциальные «отличники» ЕГЭ заняли все бюджетные места.
Качество образования будет снижаться – и в связи с качеством заданий в ЕГЭ, и в связи с административной стандартизацией (это наглядно показала история с письмом деятелей культуры по поводу стандартов по литературе и ответом на это письмо ведомства).
А вот на коррупции введение ЕГЭ пока никак не сказывается. Взятки как платили, так и продолжают платить. Об этом свидетельствуют первые результаты операции МВД «Образование-2003».
…Это далеко не все самые важные события этого лета. Трудная ситуация с выплатой отпускных, во многих регионах проблема задолженностей по зарплате снова станет главной осенней темой. Обещанное повышение зарплаты во многом окажется фиктивным – даже не догонит повышения цен. Много сюрпризов можно ждать от пожарных, которые закроют школы накануне учебного года, и будут формально правы.
Тяжелые цифры обнародовал главный государственный санитарный врач Г.Онищенко по результатам диспансеризации школьников: никакие санитарные нормы не выдерживаются, и число больных детей доходит до 70%.
Выборы еще не начались, а школы уже планируется строить под административный ресурс, и это тоже одна из больных тем.
Такое вот было лето. Если вы уже вернулись из отпуска, то надеемся, что вы хорошо отдохнули. Силы понадобятся.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru