Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск №5 ВНЕКЛАССНЫЙ

Мария ГАНЬКИНА,
Ольга ЛАПИНА

Долгоиграющая тетрадка

Практическое руководство для детей и взрослых

Нам часто не хватало чего-то, что поддерживало бы наших учеников в хорошей форме. Чего-то вроде спортивных тренажеров. Вот мы и придумали долгоиграющие рабочие тетрадки – по русскому языку и математике. Они помогали ребятам, у которых хромала интуиция – языковая или математическая, набить что называется, руку, сделать ее умной, научиться ей доверять.
А чтобы за длиннющие летние каникулы ребята не совсем потеряли рабочую форму, мы придумали вручать им в последний день занятий вот такую летнюю тетрадку. Она представляет собой сборник разных, в том числе занимательных и старинных, заданий, упражнений, примерчиков, задачек*. Условно – по итогам начальной школы, но пяти-, шести-, а то и семиклашек тоже полезно запустить в такой задачник.

1

Увеличьте на сканере листы летней тетрадки в два раза – до формата А-4. Засуньте их в так называемые файлы (прозрачные перфорированные пакеты) и через отверстия сшейте вместе какой-нибудь ленточкой или веревочкой. Летний задачник готов.
Ограниченные газетными рамками, мы приводим здесь только половину задачника, остальное можно скачать с сайта www.klass-teatr.ru .
В тетрадке – восемь порций заданий в порядке некоторого возрастания сложности. На каждую неделю каникул – по одной. Таким образом, тетрадка заполняется в восемь присестов. Правда, не очень обременительно?

2

В такой самодельной тетради работать нужно только спиртовым маркером, который в отличие от водного собрата не стирается пальцем. Маркер должен быть не красного и не зеленого цвета, потому как это цвета проверяющего.
Все задания выполняются на время, которое и записывается в конце упражнения (например, t1 = 1,5 м.) Не ограничь ребят временем – и они будут долго думать головой. Например, вспоминать орфограмму и, боясь ошибиться, спрашивать у мамы, какую букву вставлять. В итоге все у них будет правильно, и как раз это лишит их возможности еще раз вернуться в данное упражнение. Не голова – думать, а рука должна знать, что писать. Ведь на контрольной работе думать тоже особенно некогда.

3

Итак, ребенок выполняет упражнения быстро (приблизительно за одну-две минуты каждое) и отдает «грамотею» (родителю, старшему брату, бабушке, соседке и т.д.) на проверку. Если тот не находит ошибок, то «зануляет» упражнение, то есть в конце ставит зеленый или красный нулик – 0. Или другую цифру – в зависимости от количества ошибок (1 – одна ошибка, 8 – восемь).
Если в упражнении есть хотя бы одна ошибка (не говоря уж о нескольких), ребенок ее вначале изучает, исправляет, обсуждает, придумывает похожий случай – в общем, так или иначе прорабатывает. После этого стирает упражнение одеколоном (дезодорантом, освежителем воздуха) и заполняет его заново. Опять же на время. Появляется t2.
«Грамотей» еще раз проверяет и еще раз выставляет количество ошибок напротив t2. И ребенок с удовольствием констатирует, во-первых, тот факт, что время t2 меньше времени t1. А во-вторых, что ошибок стало меньше (а то и вовсе 0!).
В начале учебного года полезно еще раз запустить ребят в тот же клеенчатый задачник. Только на этот раз они управятся с ним по-свойски – в два присеста (рука-то поумнела!). И проверить уже смогут друг у друга сами.

1

ЛЕТНЯЯ ТЕТРАДЬ
в восьми неделях

_______________________
Твое имя
________________________
Фамилия

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ
(с _______________ по ________________ )

I. Выбери нужное проверочное слово:
уд...вительно (диво, дева), л...пить (липко, лепка), расч...щать (честь, чисто), л...нивый (лень, линька), скр...пучий (скрепка, скрип), м...стерить (мост, мастер), м...нять (мина, мена)

II.

а
а _
а _ _
а _ _ _
а _ _ _ _
а _ _ _ _ _
а _ _ _ _ _ _

а
а _ а
а _ _ а
а _ _ _ а
а _ _ _ _ а
а _ _ _ _ _ а
а _ _ _ _ _ _ а

а _ _ _ _ _ а
_ а _ _ _ а _
_ _ а _ а _ _
_ _ _ а _ _ _
_ _ а _ а _ _
_ а _ _ _ а _
а _ _ _ _ _ _ а

III. ...гущеное молоко, прекрасное ...доровье, ...берегательная касса, ...дание кинотеатра, ...данный зачет, ...дешние жители, ...горбленный человечек, ...бритая борода, ...деланные уроки, ...десь, ...густить, ...жалиться, ...жечь, ...жаться, ...грызть, ...гладить

IV.

и _ _ _
г _ _ _
р _ _ _
а _ _ _

_ и _ _
_ г _ _
_ р _ _
_ а _ _

_ _ и _
_ _ г _
_ _ р _
_ _ а _

_ _ _ и
_ _ _ г
_ _ _ р
_ _ _ а

V. Солдаты в понедельник прошли 33 версты, а во вторник 24 версты. Сколько верст прошли они в оба дня?

Условия:

Решение:

I —

 

II —

I + II = ?

 

2

VI. От деревни до города крестьянин прошел 40 верст, а от города до села он прошел еще 27 верст. Какой путь прошел крестьянин?

Условия:

Решение:

   
 
 

VII. Для двери нужно 2 ручки. Сколько ручек нужно для 18 дверей?

Условия:

Решение:

О (для одной)

К (кол-во)

В (всего)

(О х К = В)

2 р.

18

?

VIII. На сколько нужно увеличить 6, чтобы получить 12?
________________________________________________________

IX. Во сколько раз нужно увеличить 4, чтобы получить 20?
_________________________________________________________

X. Во сколько раз нужно уменьшить 40, чтобы получить 5?
__________________________________________________________

XI.

211 х 2 =

413 х 2 =

124 х 2 =

310 х 2 =

402 х 2 =

301 х 2 =

140 х 2 =

400 х 2 =

50 х 2 =

2 х 45 =

81 х 2 =

513 х 2 =

70 х 2 =

2 х 52 =

72 х 2 =

425 х 2 =

60 х 2 =

2 х 64 =

26 х 2 =

643 х 2 =

90 х 2 =

2 х 83 =

35 х 2 =

931 х 2 =

80 х 2 =

2 х 71 =

95 х 2 =

724 х 2 =

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
(с_______________ по ________________ )

I

_ _ д _ _
_ _ д _ _ _ _
_ _ д_ _ _
_ _ д _ _ _ _
_ _ д _ _

д _
д _ _
д _ _ _
д _ _ _ _
д _ _ _ _ _

_ е _
_ е _ _ _
_ е _ _ _
_ е _ _
_ е _

 

3

II. Четыре дракона

_ _ д р а
К о _ _ н _
Д _ р _ _ а
К о _ _ _ н
_ _ д _ р а
К _ о _ н
Д р _ _ а
К о н _ _

Этот дра по реке плывет.
Этот кон только вниз растет.
Эта дра от села к селу.
В этот кон положи стрелу.
Этот дра обижает всех.
Этот кон вызывает смех.
Эти дра штабельком в бору.
Этот кон завершит игру!

III. Отметь в сложном слове оба корня и соединительную гласную:

теплоход, вездеход, землемер, водопровод, громоотвод, босоножки, землепашец, равномерный, носорог, самолет, мясорубка, головоломка, скороварка, камнедробилка, бетономешалка, лесостепь, пылесос, бензопила, нефтепровод, скороход, самокат, водомерка, носоглотка, болеутоляющее, цветомузыка, седовласый, бледнолицый, краснокожий, утконос

IV. Вычеркни лишнее слово:

маленький, малявка, маляр, малыш;
гроза, грозный, гроздь, грозовой;
конница, конник, подоконник, конюшня;
лень, лентяй, лента, ленивец;
уста, усталый, устный, наизусть;
борода, борозда, подбородок, бородатый;
дождь, дождевой, дожидаться, дождевик;
веснушки, весна, весовой, весенний;
дрожит, дрожащий, дрожжевой, задрожать;
ковать, раскованный, рискованный, подкова

V. Один человек должен был 100 рублей, 40 рублей он уплатил. Сколько он еще остался должен?

Условия:

Решение:

Б (было) —

 

И (исчезло) —

О (осталось) — ?

VI. От деревни до города 67 верст. Крестьянин прошел пешком 17 верст, а дальше ехал по железной дороге. Сколько верст он проехал по железной дороге?

Условия:

Решение:

I —

 

II —

I + II = 67 в.

 

4

VII. Двум нищим дали 12 коп., чтобы они разделили поровну; сколько получил каждый (один)?

Условия:

Решение:

О

К

В

 
 

2

 

VIII. На сколько нужно уменьшить 15, чтобы получить 5?
____________________________________________________________

IX. На сколько нужно увеличить 7, чтобы получить 21?
_____________________________________________________________

X. Во сколько раз нужно увеличить 3, чтобы получить 27?
______________________________________________________________

XI.

10 х 5 =

17 х 5 =

20 х 5 =

26 х 5 =

12 х 5 =

14 х 5 =

24 х 5 =

28 х 5 =

15 х 5 =

19 х 5 =

21 х 5 =

29 х 5 =

11 х 5 =

16 х 5 =

22 х 5 =

27 х 5 =

13 х 5 =

18 х 5 =

23 х 5 =

24 х 5 =

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
(с____________ по________________ )

I. Среди чащ... и рощ... растут плющ... и хвощ... . Кощей для охраны сокровищ... собрал самых страшных чудовищ... . Хорош... калач..., пока горяч... . Мой веселый, звонкий мяч..., ты куда пустился вскач..? Мелестная девеж... притясла комейный боромож... . Лусый морош... увертал чуленую велоч... .

II.

_ _ _ _ _ ж_ _
_ _ _ _ ж_ _
_ _ _ ж _ _
_ _ ж _ _
_ ж _ _

_ _ жа _ _
_ _ же _ _
_ _ жо _ _
_ _ жи _ _
_ _ жу _ _

ж _ _
ж _ _ _
ж _ _ _ _
ж _ _ _ _ _
ж _ _ _ _ _ _

 

5

III. осв...щ...н со...нц...м; огорч...н неудач...й; люб...ваться чиж...м; закрыть ключ...м; доволен встреч...й; разгораться румянц...м; пожимать пл...ч...м; расстроить плач...м; обернуться плащ...м; оп...ч...лить прозвищ...м; слыть краса...ц...м; быть б...ловниц...й

IV.
Опасен к_ _ _ _ _ для цыплят,
_ _ _ _ _ к дороже, чем шпагат.
К _ _ _ _ челна течет немножко,
К _ _ _ _ – противнейшая мошка!
К _ _ _ _ у берега реки,
Забралась _ _ _ к _ в куль муки.

V. У меня было 40 руб. Когда я получил с моего товарища долг, то у меня составилось 100 руб. Сколько отдал мне товарищ?

Условия:

Решение:

Б (было) —

(Б + Д = С)

Д (добавили) — ?

С (стало) —

VI. За три дюжины карандашей заплачено 60 коп.; что стоит одна дюжина?

Условия:

Решение:

 

К

   
 

3

 

VII.

43 + 46 =

63 + 20 =

84 — 60 =

22 — 21 =

34 + 15 =

76 — 32 =

34 — 33 =

81 + 13 =

52 + 38 =

67 — 23 =

37 + 43 =

56 + 24 =

72 + 17 =

48 — 24 =

69 — 33 =

70 + 15 =

 

21 х 9 =

71 х 9 =

101 х 9 =

305 х 9 =

51 х 9 =

61 х 9 =

402 х 9 =

604 х 9 =

31 х 9 =

81 х 9 =

503 х 9 =

807 х 9 =

11 х 9 =

41 х 9 =

209 х 9 =

903 х 9 =

91 х 9 =

12 х 9 =

704 х 9 =

806 х 9 =

 

6

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ (с __________по___________ )

I. Дисц...плина, секц...я, огурц..., ц...тата, ц...пленок, редакц...я; ц...фра, бледнолиц...й, медиц...на, ц...ганский, продукц...я, птиц..., ц...плята, ц...ркуль, дирекц...я, ц...ганенок, нумерац...я, храбрец..., на ц...почках, нарц...ссы, куц...й, грац...озная, порц...я, овц...

II. Девять котов

к о _ т _
к о _ _ _ _ _ _ т
к _ о т
к о _ т _ _
_ _ к о т _
_ к _ о _ _ т
_ _ к о т _ _
к _ _ _ о т _
к о _ _ _ _ т

– Этот кот из фланели сшит.
– Этот кот на Луну спешит.
– Этот кот из подземных мест.
– Этот кот хворостинки ест.
– Этот кот в рукаве живет.
– Этот кот на руках идет.
– Этот кот вызывает смех.
– Этот кот восхищает всех.
– Этот кот проглотил письмо,
Сбоку слова, на плече – клеймо.

III. В...ется в вихр... в...юг...; с...ежиться от сырост...; беспокоиться о здоров...; лежать в бол...ниц...; спорить о счаст...; сомневат…ся в пол...з...; под...ехать к усад...б...; с...есть в буфет..., нагнуться за ап...льсин...м; сле...ть с печк...; грет…ся на печк...; л...жать на печ...; скакать на лошад... (на лошадк...)

IV. Крестьянин снял с одной гряды 35 огурцов, а с другой 45; сколько он снял с обеих?

Условия:

Решение:

 

 

 

I + II = ?

V. Подрядчик нанял две артели рабочих. В первой артели 68 человек, а во второй 32. Сколько в обеих?

Условия:

Решение:

 

 

 

 

 

7

VI. 27 фунтов сахару израсходовали в 3 недели; сколько фунтов приходится в неделю?

Условия:

Решение:

О

К

В

 

?

 

 

VII.

25 + 65 =

46 + 45 =

86 — 19 =

39 — 27 =

67 — 58 =

38 — 19 =

64 — 27 =

48 + 33 =

90 — 56 =

77 + 13 =

51 — 32 =

34 — 19 =

48 + 32 =

69 + 22 =

29 + 33 =

15 + 16 =

70 — 19 =

62 — 43 =

80 — 57 =

27 + 29 =

VIII. Одно слагаемое 34, сумма 72. Найди неизвестное слагаемое.
Уравение: _______________________________________
Решение: _________________________________________
Корень ур.:________________________________________

IX. Уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 45, разность 27. Найди уменьшаемое.
Уравнение:________________________________________
Решение:__________________________________________
Корень ур.:_________________________________________

X.

48 + 6 х 4 =

62 — 6 х 7 =

18 + 24 : 6 =

36 — 45 : 5 =

27 + 8 х 4 =

51 — 7 х 3 =

35 + 32 : 4 =

77 — 16 : 2 =

Еще четыре недели летних заданий см. на сайте www.klass-teatr.ru .

 

* Не удивляйтесь необычному слогу в текстах задач: все они взяты из старинных задачников XIX века.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru