Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск №1 ДАЧНЫЙ

Зачет по толковому чтению

Что значит ЗАЧЕТ?
А то и значит, что если ты (хоть ребенок, хоть взрослый), прочитав “зубодробительный" текст, сможешь все то, о чем там написано, не только сделать сам, но и на пальцах объяснить друзьям, то, выходит, ты самый что ни на есть толковый читатель.

Артем ГАНЬКИН,
аспирант кафедры теоретической
и структурной лингвистики
филологического факультета
МГУ им. Ломоносова, г. Москва

Балда

Универсальные словесные игры

В подобные игры можно играть где угодно и когда угодно: и перед сном, и во время похода, и за какой-нибудь механической работой, и в палатке во время дождя, и в поезде-электричке-самолете-теплоходе, на скучной лекции, в очереди и даже за едой. К тому же они не требуют никакого специального реквизита, даже листочка бумажки с ручкой. И число игроков — любое, лишь бы больше одного.

Поскольку игра словесная, то прежде надо договориться, что считать словом русского языка. Словом признается существительное нарицательное, зарегистрированное в словарях русского языка, в форме именительного падежа единственного числа. Сюда также относятся существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы), а также несклоняемые существительные (ателье).

В случае разногласий вопрос о существовании того или иного слова можно решать либо большинством голосов, либо заглянув в словарь, либо обратившись к независимому эксперту ("грамотею"). Вообще говоря, желательно иметь окончательную инстанцию того или иного вида вместо голосования, так как на решения участников голосования могут повлиять конкретная игровая ситуация и их собственные интересы, связанные с ней.

Количество участников: от двух (желательно больше) и теоретически неограниченно. Очередность ходов разыгрывается жребием. Если участников более двух, то желательно определить не только того, кто начнет игру в первом раунде, но и вообще взаимное расположение участников. Например, вслед за первым ходы следуют по часовой стрелке.
Опция: после каждого раунда можно менять взаимное расположение участников или просто порядок на обратный (против часовой стрелки), так что участники остаются на своих местах.

Итак, первый участник называет любую букву алфавита (например, А). Следующий приставляет к этой букве еще одну слева или справа (на свое усмотрение) и вслух произносит получившееся буквосочетание (например, КА или АК). В случае если образуется слово русского языка (иногда неожиданно для самого игрока: например, ПА или АС), то участник объявляется проигравшим в этом раунде, даже если он сам не знал этого
слова.


Если названное двухбуквенное сочетание не является словом, наращение слева или справа по одной букве каждым участником продолжается (возможно, несколько кругов), пока один из них не будет вынужден назвать буквосочетание, являющееся словом.
Итак, назвавший слово участник объявляется проигравшим в данном раунде, и ему присваивается статус Б (если это его первый проигранный раунд). Он и начинает следующий раунд путем называния буквы. Тот, кто проигрывает свой второй раунд, дополнительно получает букву А и достигает статуса БА и т.д. Проигрывает всю игру тот, кто проигрывает 5 раундов, то есть достигает статуса БАЛДА. Проигравший должен трижды прокричать: "Я балда!".

Если на каком-либо шаге игрок не может придумать ни одного слова, содержащего дошедшее до него буквосочетание, то возможны два варианта. (Но в любом случае игрок официально объявляет о своем затруднении предыдущему игроку.)
Первый: предыдущий участник называет хотя бы одно подходящее слово, и тому, кто не смог продолжить, засчитывается поражение. Получается, что он вообще не знает его или именно в свой ход не смог вспомнить. Естественно, всем участникам запрещено переговариваться между собой по поводу слов, которые еще могут вступить в игру в текущем раунде.
Второй: ни одно из тех слов, которые называет предыдущий игрок, так или иначе не признается действительным. Тогда как раз он и объявляется проигравшим в данном раунде.

Здесь еще раз следует отметить нюанс, касающийся режима игры без независимой инстанции (или случая, когда лимит гипотез, подлежащих проверке, у данного игрока исчерпан). Если у вас есть гипотеза по поводу того, какое слово имел в виду предыдущий игрок, то есть выбор между двумя вариантами, каждый из которых чреват проигрышем. Во-первых, можно спросить слово у предыдущего игрока в надежде на то, что задуманное им слово не существует.
Во-вторых, если это не приводит к немедленному автоматическому проигрышу, можно, так сказать, пойти на блеф: продолжить еще одной буквой. Теперь уже у следующего игрока появится выбор (если у него хотя бы возникнет гипотеза), и вы проигрываете уже на его ходу лишь в том случае, если он решит отказаться от продолжения, а ваша гипотеза при этом окажется неверной.
Впрочем, может оказаться, что следующий игрок уверен в существовании того слова, которое для вас было лишь гипотезой, и тогда тем более продолжит вести к нему (если это не приводит к немедленному автоматическому проигрышу).
Этот вариант может оказаться полезным даже в том случае, если ваше гипотетическое слово приводит к вашему естественному проигрышу, но не на данном ходу. Если хоть один из следующих за вами игроков (кроме непосредственного соседа) не додумается до этого слова или не поверит в его существование — в общем, так или иначе откажется продолжать, — то вы избежите поражения независимо от реальности вашей гипотезы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru