Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск №1 ДАЧНЫЙ

Татьяна ЛЕОНТЬЕВА
участница фольклорного ансамбля

Не втаптываться, а вытанцовывать

О том, как дачники на сельской дискотеке задавали хороший тон

Т ри года назад летом мы снимали дачу в деревне. И пошли в клуб, на дискотеку…
В столице люди искушенные, циничные. Ну приходишь ты на дискотеку. Кто там на тебя смотрит, кто про тебя что думает — тебе настолько все равно. Хочешь плясать — пляшешь. И ты всем до лампочки, и тебе все до лампочки.
А там — деревня. Тебя все знают (как в школе), и ты всех знаешь.

Как в старых фильмах
Клуб был маленький. Какой-то магнитофон, жующий пленку, на какой-то парте. И стоят стулья по периметру. Там сидят мальчики: ногу на ногу, с сигаретой, и смотрят на происходящее.
Сначала начинают танцевать девочки, потом лениво выходят мальчики. Я давно уже не видала эти джинсовые варёнки, лакированные челки, лодочки.
Девочки танцуют в своем кружке, мальчики — в своем. Очень смешно. До этого я такое видела только в старых фильмах.

Только не это!
А мы пришли — мне было 16, одной моей тетушке — 22, другая — чуть постарше. Пришли — и сидим присматриваемся.
И вот они танцуют, как бы втаптываются в землю. Кто больше втопчется, тот лучше танцует. Это местные лохи.
Наконец приехали местные крутые. Они встали в кружок и ну прыгать по кругу. Я так поняла, что это более развязное движение, более такое откровенное — наверное, признак свободы и независимости.
Потом встали мы. Начали танцевать. И… все вышли за дверь.
Мы такой не ожидали реакции. Чего угодно, но только не этого — ушли все!
А танцевали мы, как мы обычно танцуем, — с огоньком. Мне, например, интересно что-нибудь постоянно в танце придумывать. А когда стандартный набор движений, когда ты смотришь и уже знаешь, что он сейчас, через секунду, сделает, то это уже становится неинтересно.
Вот и тогда мы вели себя вполне прилично, но довольно смело. И когда все ушли, то нам ничего не оставалось, как обрадоваться, что стало много свободного места и нам есть где развернуться.

Впереди планеты всей
А дальше события развивались так. Минут через 5—10 все вернулись и сели по периметру. Но нам было все равно.
А еще через десять минут несколько местных встали и начали нас копировать. Как будто такое так запросто можно скопировать! Любое движение требует тренировки, какой-то сноровки.
Во-первых, наша манера танцевать была для них необычной. Во-вторых, мы себя вели очень уверенно. Было видно, что то, что мы делаем, нам нравится и нам все равно, что думают другие. То есть мы как бы правы, и правда за нами. И они потянулись за нами и стали тоже что-то похожее вытанцовывать.
Нам это очень польстило. Я такое же чувство испытала, когда плясала на фестивале в Екатеринбурге кадриль с одним парнем. Я же немножко в танцах разбираюсь и могу сразу определить, кто хорошо пляшет. И уже не беру кого попало в партнеры.
Так вот мы с ним очень здорово поплясали. Мы так здорово с ним в кадрили прикадривались — то он обнимет меня ручкой, то я. И покружимся. Мы были там главной парой. Очень приятно быть впереди планеты всей.

Кадриль интереснее
А потом стало на нашей сельской дискотеке все больше москвичей появляться. И она стала более похожей на московскую. И если честно, стало неинтересно. Я не люблю ходить на дискотеки так вот просто, ради дискотеки. Это как в тренажерный зал ходишь. Мне нравится танцевать с выдумкой.
Мне, например, кадриль танцевать гораздо интереснее. И не из-за партнера (хотя это само собой разумеется), но там как бы каждое движение со смыслом. А на городских дискотеках, даже когда ты и импровизируешь, все равно в темноте красоту твоего танца мало кто может оценить по существу. Это не то чтобы раздражает, а просто ты теряешь к этому интерес.
В народном танце изначально культура, все ориентиры, ценности — все другое. Ценно уметь хорошо и артистично плясать. Когда ты хорошо пляшешь и партнер хорошо пляшет — это же кайф!
Нет, конечно, когда хорошая современная музыка, то всегда тянет проявить энергию. Но долго плясать, только ради того, что ты на дискотеке, — это скучно. А народный танец — это не скучно, потому что в нем есть интрига.

Может, дело в гармонисте?
Странно, но все эти кадрили и хороводы сейчас если и увидишь, то не в селе, а в городе. А на деревенских дискотеках не дождешься, чтобы начали кадриль танцевать. Почему?
Может быть, потому, что нет гармониста? Для танца хороший гармонист очень важен. Помню, на фольклорном фестивале в Калуге была просто беда. Гармонист засыпал, и вся кадриль спала. Я так медленно кадрили не плясала никогда в жизни…
Но главное — чтобы были люди, которые бы что-то делали, плясали, и эти ребята своими глазами видели, как это хорошо. То есть должна быть социальная установка, что плясать народные танцы — это хороший тон. Вот как мы тогда пришли в сельский клуб, начали танцевать по-другому, но делали это уверенно, и местные стали втягиваться…

Не по-столичному
В прошлом году ведь как было? Отправились мы в фольклорную экспедицию. Поселили нас в клубе. И в этом клубе была дискотека. Так вот мы — московская молодежь — вместо дискотек устраивали кадрили и парные танцы. И под язык, и под частушки.
Прошло на ура. Местным тут же захотелось перенять. И именно кадриль. Здесь важную роль сыграло то, что хоть мы и из столицы, а вели себя не по-столичному. Сельским это нравится. Хотя первое время могут виду и не подавать.
Вот и надо сельским дискотекам прививки делать. Надо, чтобы память о народных танцах у них в крови ожила.
А пример показывать — как это ни странно — приходится нам, городским.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru