Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЭПИСТОЛЯРНЫЕ УРОКИ

Июль. Блаженное время отпуска. Где-то там, в запертой на каникулы школе, остались хлопоты, тревоги и сомнения. Наступила летняя полоса жизни. Пусть многие из нас даже в дачных хлопотах и путешествиях не перестают думать о школе. Ищут подходящие методики, технологии... Но нередко посещает нас и состояние волнующей неопределенности, желание не пользоваться никакими проверенными рецептами, а тихо стоять перед лицом тайны жизни. Душа нуждается в молчании, особенно летом, когда устаешь к концу года от бесконечных воспитательных разговоров. И хочется забраться в старое дачное кресло с книгой, медленно перелистывать страницы...
Поэтому на нашей последней школьной полосе встретились книга писем, уже увидевшая свет, и книга писем будущих, пока не созданных, авторами которых можете стать вы, наши читатели. Перед нами редкая возможность медленно читать и думать – о ребенке, о жизни, о нас самих. Такое странное, может быть, задание на лето.

Приглашение к летнему сочинению

Давайте сами попробуем создать новый педагогический словарь!

Часто случается, что в нашей повседневной жизни не хватает времени на размышления о сути и назначении учительской работы, которую мы ведем. И, может быть, именно сейчас, когда мы вынырнули из регулярного потока методических забот, уместно спросить себя: чему и ради чего на самом деле мы учим детей?
В Америке для это существуют специальные психологические задания. Замысел предельно прост – собравшись вместе, учителя решают, какие слова заключают в себе самое важное в деле образования и воспитания. Рассуждают об этих словах, воскрешая опыт собственного и чужого детства. Вот какие слова получились: утешение, терпение, упорство, помощь, радость, чувство благодарности, достоинство, доверие, уважение, кротость, забота, понимание, решительность, справедливость, великодушие, дружелюбие... Всего двадцать пять слов, хотя на самом деле их, конечно, гораздо больше.
Вряд ли возможно и нужно вести школьные уроки, выбирая такие темы. Но можно выстраивать на этих основаниях свою педагогику. И мы подумали: что если предложить и нашим учителям составить свой педагогический словарь? Ведь, наверняка, и у нас есть в запасе те единственно верные слова, которые определяют логику учения и наполняют его смыслом. Может быть, их наберется столько, что можно будет действительно написать целый словарь новой педагогики. А может быть, это слово единственное, но самое главное, без которого не случится чуда настоящей встречи ученика и учителя.
Нам кажется, важно не только собрать слова, заключающие в себе педагогические ценности, но и записать истории из нашего учительского, родительского, детского опыта, с ними связанные. Мы ведь часто задаем детям сочинения на лето. А почему бы и учителю не написать на каникулах сочинение, совершенно особенное, педагогическое? А осенью, когда мы снова разойдемся по классам, наши мысли встретятся на газетных страницах.
И вдруг окажется, что слова, обретя объем текста, высветят нам что-то новое, дотоле незаметное, и наша мысль и ежедневная преподавательская практика направятся по какому-то новому пути. Собрав эти истории вместе, мы получим удивительную книгу, в которую обязательно захочется заглянуть всякий раз, когда опять столкнемся с трудностями в школьных стенах.

Школьный отдел

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru