Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
МОСКОВСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ 

Тамара ДУЛАРИДЗЕ

Праздничная тайна победы

Бессмертие может быть горьким, но оно не может быть временным

«ЗОЛОТОЙ СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ» И ЗРИТЕЛЬСКИЙ ПРИЗ В РУКАХ МИГЕЛЯ ЭРМОСО

«ЗОЛОТОЙ СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ» И ЗРИТЕЛЬСКИЙ ПРИЗ В РУКАХ МИГЕЛЯ ЭРМОСО

Финал XXV Московского кинофестиваля оказался неожиданным. Вместо привычной тризны по кинематографу, которую так часто справляли в последние годы на международных кинофестивалях сектанты «Догмы», этого нового соцреализма, «Золотой Святой Георгий» достался фильму испанского режиссера Мигеля Эрмосо «Божественный огонь» («La Luz prodigiosa»). Его безупречный сюрреализм сам отбирает себе зрителя – от тонкого ценителя искусства, поэтических аллюзий, Бунюэля, Дали, театра Федерико Гарсиа Лорки, плутовского романа до простодушного любителя кино. Тех и других оказалось достаточно среди зрителей. Их голоса обеспечили фильму еще и «маленького Святого Георгия» – зрительский приз.
Разгадка того, каким образом оказались по одну сторону московские зрители и члены жюри, среди них были весьма неожиданная в своем творчестве Агнешка Холланд, польский режиссер и хороший сценарист, и знаменитый Кен Рассел, поэт и хулиган английского кино, и приверженец повествовательного кинематографа Сергей Бодров-старший, лежит в самом фильме. История, рассказанная здесь, захватывает с самого начала и держит зрителя до последних кадров картины. Можно довольствоваться этим. Или последовать за автором и выйти в строгое стройное и все же бесконечное пространство испанской культуры. Или развернуть этот фильм в сторону собственной души, собственной истории, как герой фильма Отара Иоселиани «Листопад» разворачивает телескоп, направляя его на лица самых близких. И тогда эта картина займет то место, которое должна занимать по праву, – захватывающая история, обращенная к памяти современников, вызывающая мысли и чувства, которые можно сообщить только посредством такого кинематографа.
Отчего же столь драматично отреагировала отечественная пресса на признание «Божественного огня», напомнив ситуацию прежних времен, когда уже отмеченного здесь главным призом за «Восемь с половиной» Федерико Феллини всемогущие советские критики упоминали только в прощальной форме: «исписался», «выдохся» и даже – «впал в детство». Впрочем, эти два недостатка, чтобы не сказать «два греха» критики – отсутствие художественной памяти и инерция группового мнения, постоянно держат большую ее часть на обочине искусства. Такой вот вечный пикник на обочине, где, безошибочно отбрасывая все мало-мальски гармоничные, помогающие свободно дышать, выходящие за рамки их догмы фильмы, можно постоянно отдаваться насилию над подсознанием, постепенно втягиваясь в эту садо-мазохистскую игру, никакого отношения к искусству не имеющую, настолько, что само искусство совершенно искренне начинает раздражать.
Международное жюри критиков (ФИПРЕССИ) наградило «Скагеррак» Серена Краг-Якобсена (Дания – Швеция – Великобритания), одного из основателей «Догмы» (именно таково самоназвание этого направления в кино, опровергающего законы кино и законы искусства и строго карающего любого, кто посмеет посягнуть на дрожащую камеру, отсутствие отбора, безграмотный монтаж и нарочитое безобразие всех человеческих проявлений). Правда, вдогонку, потому что «догматик № 1» позволил себе «сюжетное» кино. Жюри отечественных критиков отметило фильм «Скагеррак» «За неожиданное сочетание элитарного и массового».
Но художники, при всем сочувствии к жертвам любого насилия и господстве любых вкусов, не могут перестать создавать произведения искусства.
Остальные призы отразили разнообразие вкусов и предпочтений. Московские критики наградили фильм Асгара Фархади «Танцуя в пыли» (Иран). Исполнитель одной из двух главных ролей в этом фильме, как выяснилось, весьма популярный в Иране актер Фарамаз Гарибян, получил «Серебряного Святого Георгия» за лучшее исполнение мужской роли. Суровый змеелов, убийца и беглый заключенный, его герой напоминает Дзампано из феллиниевской «Дороги», когда, растревоженный болтливым отчаянием своего невольного напарника, воя и плача непривычными слезами, обращает глаза и руки к небу.
Синобу Оотакэ отмечена за лучшее исполнение женской роли в черной комедии 91-летнего японского режиссера Канэто Синдо «Сова». Поверив какому-то местному лысенко, на бесплодной горе поселилась коммуна, которая с энтузиазмом принималась за труд. (В этой, только упоминаемой и угадываемой прошлой жизни героини есть горький иронический парафраз «Голому острову», где служение земле, бедной и неблагодарной, отнимает у героев все радости жизни, маленького сына и в конечном счете любовь и жизнь.) Но служение идее тем и опасно, что ее крах сокрушает преданную ей личность. Оставшиеся последними в этой вымершей коммунальной деревне, мать (Синобу Оотакэ) и дочь готовятся к смерти. И лишь инстинкт жизни заставляет их сделать последнюю попытку. Умывшись и приспособив для вполне кокетливой одежды лоскуты лозунгов, они налаживают «конвейер», для которого у них нет никаких внутренних препятствий – заманивают, убивают и грабят одиноких мужчин.
Приз за лучшую режиссуру дали молодому режиссеру из Республики Кореи Чан Чжун Хвану (а до того – еще пять километров пленки на следующую работу) за длинный, малоаппетитный клип под названием «Спасти зеленую планету». Поощрили и отечественную молодежь – Специальный приз жюри вознаградил ожидания болельщиков фильма «Коктебель» Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова (Россия). Они же получили поощрительные грамоты от критиков: Специальное упоминание ФИПРЕССИ и Специальное упоминание «За дебют» наших критиков.
Специальный приз за достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы К.С.Станиславского «Верю. Константин Станиславский» в этом году был вручен французской актрисе Фанни Ардан, одной из самых ярких, элегантных и оригинальных женщин в современном кино. Фестиваль закрылся фильмом с ее участием «Каллас навсегда» Франко Дзеффирелли, с присущим этому режиссеру размахом, оперной глубиной конфликта и оперным величием персонажей: потерявшая голос Мария Каллас соглашается сняться в фильме «Кармен», где фонограмма составлена из ее старых записей, но, уже проделав огромную работу, отказывается даже от такой легкой вуали лжи на своем творчестве, которое «всегда было истинным».

Фото автора


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru