Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР 
 

Андрей КОЛЬЦОВ

Непецино: как вырастить интеллектуальную элиту?

Универсальные педагогические принципы конференции “Юность, наука, культура” – это доброжелательность, поддержка и возможность встречи с настоящими учеными

На вопрос о целях участия детей в научно-исследовательской конференции педагоги, как правило, находят два ответа. Прежде всего юному исследователю необходимо публичное признание его успехов. Другая причина – перспектива получить диплом лауреата. Это престижно, а некоторые вузы учитывают наличие такого диплома при принятии решения о зачислении. Гораздо реже говорится о том, что конференция – это особая форма обучения, дающая мощный стимул для самообразования и творческого роста ребенка. И редко когда эта цель выходит на первое место, как на Всероссийской открытой конференции “Юность, наука, культура”, которая в этом году проходила в Детском доме отдыха Управления делами президента “Непецино” (Коломенский район Московской области).
Работу на конференцию “Юность, наука, культура” может прислать любой желающий, независимо от того, стал он лауреатом региональных конференций или нет. И каждый, кто присылает свое исследование, обязательно получает подробную рецензию. То есть процесс обучения запускается уже на подготовительном этапе. И порой бывает так: ребенок присылает слабую работу, ему приходит рецензия, где указывается, что хорошо бы еще сделать то-то и то-то, и, к удивлению организаторов, на конференцию этот ученик приезжает уже с полноценным исследованием.
Важная часть подготовки – работа с экспертами.
Оценить работу, взвесить все ее сильные и слабые стороны – задача значимая, но не самая главная, важнее поддержать начинающего исследователя, укрепить его веру в собственные силы. Поэтому призовых мест на этом форуме нет и теоретически лауреатами могут стать все участники. Важно только, чтобы твое сообщение соответствовало главным критериям: исследовательский характер работы, самостоятельность ее выполнения, новизна, актуальность. Заметим, что многие исследовательские разработки ребят уже внедрены в практическое использование, причем в самых разных областях: в народном хозяйстве, промышленности, управлении, педагогике.
Какие педагогические приемы помогают руководителям секций и экспертам создать атмосферу партнерства? У каждого они свои. Например, кто-то начинает работу секции с совместного исполнения любимой песни, а кто-то предлагает ребятам записать на отдельном листе критерии качественного исследования, чтобы каждый мог участвовать в обсуждении с позиции эксперта.
Установка на раскрытие таланта задает на секциях особый тон общения, благодаря которому у ребят нет обычной напряженности, беспокойства: как меня оценят, не увидят ли эксперты в моей работе слишком много слабых мест? Дети чувствуют себя свободно, уверенно.
Так что на вопрос, как взрастить интеллектуальную элиту, опыт «ЮНК» отвечает: универсальной методики нет, есть универсальные педагогические принципы. Это доброжелательность, поддержка и еще один крайне важный – возможность встречи с человеком, по-настоящему влюбленным в науку. А такие люди здесь есть. Например, руководитель секции философии кандидат философских наук Анатолий Романов, о котором руководитель делегации из города Хвалынска Елена Грекова сказала так: “Мы приезжаем сюда, чтобы посмотреть на этого человека, как он держится, как увлеченно и интересно мыслит, как тонко связывает старые философские вопросы с современностью”. А на математическом семинаре школьники, словно завороженные, следили за тем, как студенты старших курсов Физтеха из города Долгопрудного, совсем еще молодые ребята, почти их сверстники, легко, играючи справлялись с какими-то немыслимо сложными задачами...
Но кроме секционных выступлений на конференции есть еще большая программа интеллектуальных игр, конкурсов, мастер-классов, семинаров, лекций, «круглых столов». Днем ребята обсуждают с экспертами свои работы, а вечером команда участников соревнуется с командой экспертов в игре “Интеллектуальная мозаика”. А в соседнем помещении за «круглым столом», который ведет известный ученый, собираются вместе учителя и ученики.
Исследовательская деятельность имеет чрезвычайно ценное свойство, подчеркивает руководитель программы “Юность, наука, культура” Лев Ляшко, она открывает много возможностей для сотрудничества взрослых и ребят. Исследование – это совместный поиск.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru