Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ВРЕМЯ 

Тамара ДУЛАРИДЗЕ

Оглядеться, чтобы вернуться

Что обещает XXV ММКФ

Полуюбилейный XXV Московский международный кинофестиваль обещает свежие впечатления. После Каннского, где в этом году между собой соревновались давно знакомые имена, после «Оскара», который выбирал чемпиона из рекордно короткого списка фильмов, и только что закончившегося сочинского «Кинотавра», который продемонстрировал очередную согласованность «мнения наших», фильмы конкурса XXV Московского фестиваля словно обращаются к тем временам, когда он давал возможность пробовать свои силы рядом с признанными мировыми мастерами.
Новые имена, старые, но ставшие редкими на больших фестивалях кинематографии – Австрия, Бразилия, Голландия, Колумбия, Корея.
Японский талисман Москвы – Канэто Синдо привез новый фильм «Сова», загадочность которого вполне выражается этим коротким названием, так как именно сова – единственный свидетель ужасных преступлений человека.
Карой Макк – патриарх венгерского кино, каннский лауреат тех времен, когда выбирать приходилось среди гигантов мирового кино. Его фильм «Неделя в Пеште и Буде» можно определить как фильм-возвращение. Герой, проживший вне родины другую долгую жизнь, возвращается домой, чтобы соединить эту новую и ту, первую, не прожитую им жизнь.
Похоже, не он один оглядывается, чтобы вернуться, или возвращается, чтобы оглянуться на пройденный путь. Мария Соле Тоньяцци в фильме «Будущее прошлое» (Италия) тесно переплетает прошедшее и еще не бывшее, чтобы дать возможность своим пяти персонажам понять через одно другое.
В фильме «Разогреть вчерашний обед» болгарин Костадин Бонев в судьбе жительницы Македонии ищет отголоски истории своей страны. Предварительно подвергнув факты этой судьбы и этой истории художественному отбору.
В испано-итальянском фильме режиссера Мигеля Эрмосы «Божественный огонь» – ближняя история Испании, из которой авторы вытягивают одну золотую нить – фантастическую, невозможную, однако полную глубокого смысла легенду о спасении Федерико Гарсиа Лорки. Стариком, потерявшим память, бродит он среди соотечественников, а они его не узнают. Что важнее: то, что он живой, но неузнаваемый, или то, что поэт, душа Испании, потерян, но жив?
Есть и знакомые, даже блистательные имена – Руперт Эверетт и Тим Рот в фильме Майка Баркера «Убить короля», Шарлотта Рэмплинг и Малькольм Макдауэлл в гангстерском триллере Майка Ходжеса «Засну, когда умру».
В нынешнем конкурсе – три российские картины. «Коктебель» Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова, который мог бы называться «Отец и сын», ибо именно так, функциями и понятиями, обозначены в фильме его герои. И две – впрямую связанные с прошедшим юбилеем Петербурга: так и названный «Петербург» Марии Евтеевой и «Прогулка» Алексея Учителя.
Как обычно, привлекательна программа Петра Шепотинника «Восемь с половиной фильмов». Она представит 18 фильмов, среди которых награжденные на последних фестивалях в Сан-Себастьяне, Берлине и Канне «Понедельники под солнцем» Фернандо Леона де Араноа, «Его брат» Патриса Шеро, «Нашествия варваров» Дени Аркана, скандальный «Боулинг для Колумбины» Майкла Мура, «догмоподобный» «Уилбур хочет покончить с собой» (Лоне Шерфиг).
Ретроспектива «Джина Лоллобриджида на экране» не требует представления.
Зато другая – памяти бельгийского режиссера Андре Дельво – откроет зрителю Московского кинофестиваля творчество одного из тех, кто заставил мир признать художественную самобытность и силу кинематографа Бельгии. В его таинственном фильме «Вечер, поезд…» Ив Монтан исполнил роль, в полной мере проявившую безупречную манеру игры этого великого французского киноактера.
Программа “АиФория” знакомит зрителей ММКФ с новинками мирового кино от Исландии до Китая. Программу открывает “Отчуждение” Джейлана – турецкий фаворит Каннского фестиваля.
«Российские кинопрограммы» Московского международного кинофестиваля позволят увидеть свежие картины: «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова, «Бабуся» Лидии Бобровой, «Бедный, бедный Павел» Виталия Мельникова, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, «Не делайте бисквиты в плохом настроении» Григория Никулина, «Шик» Бахтиёра Худойназарова, «С любовью, Лиля» Ларисы Садиловой, «Прогулка» Алексея Учителя, «Коктебель» Алексея Попогребского и «Небо, самолет, девушка» Веры Сторожевой, а также ретроспективы, посвященные 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
Не совсем понятно, почему при таком количестве сопутствующих программ – «Ателье», «Большие надежды», «Гала-премьеры», «Медиа Форум», «Музей Кино представляет», «Национальные хиты», «Панорама мирового кино», «Семейный бизнес – Тодоровские» – фестиваль обходит молчанием 100-летие Михаила Калатозова, единственного режиссера в СССР, получившего «Золотую пальмовую ветвь» в
Канне за «Летят журавли» и несколько лет назад заново открытого в обоих Америках в фильме «Я –
Куба».
Идея, воплощение которой – «Чешский передвижной кинематограф» – братья Йозеф и Павел
Чадиковы привезли в Москву,
грезилась многим нашим кинематографистам, когда рухнула старая система проката. Братья Чадиковы каждое лето путешествуют с передвижными кинотеатрами по
Чешской Республике и показывают публике чешские фильмы. Свой первый прицеп-вагончик они купили в 1991 году. В 1998 году в распоряжении братьев было уже шесть проекционных вагончиков. За лето они провели 500 кинопоказов в 33 городах.
Кино начинает все сначала?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru