Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Читать раньше, чем понимать?

Три проблемы раннего развития

Однажды я была поставлена в тупик вопросом молодой мамы, которая беспокоилась о том, не опоздала ли она с обучением иностранному языку своего четырехмесячного (!) ребенка. Мама серьезно спрашивала, где в нашем городе есть какие-нибудь курсы или развивающие центры для детей данного возраста.
И тогда я поняла, что популяризация идеи раннего развития достигла наконец своей цели: современные родители, пытающиеся вырастить вундеркиндов или хотя бы эксклюзивно одаренных детей, легко взяли барьер «плавать раньше, чем ходить» и теперь на очереди, видимо, – «читать раньше, чем понимать».

Такой подход вызывает беспокойство, так как порождает несколько, на мой взгляд, довольно важных проблем, касающихся как детей, так и самих родителей. А в конечном итоге – всех тех, кто так или иначе причастен к системе образования.

Проблема первая. Несоответствие целей и способов их достижения.
Не знаю почему, но у меня слова «раннее развитие» вызывают некоторое недоумение. Известно, что темп развития (и темп освоения действительности) – вещь индивидуальная. Любой биологический вид имеет свои характерные особенности: вряд ли куколка быстрее превратится в бабочку, а медведь выйдет из зимней спячки, если их как-нибудь «простимулировать». И даже картошку сажать раньше принятого в определенной местности срока опасно: не вырастет. Почему же мы пытаемся ускорить развитие детей, поддаваясь какому-то стадному инстинкту? Может быть, посмотреть нужно не на скорость, а на качество этого процесса?
Раннее развитие сегодня превратилось в престижную родительскую деятельность, и чуть ли не единственной актуальной темой, обсуждаемой мамами на детских площадках, является демонстрация интеллектуальных достижений ребенка. Про старшее поколение и говорить не приходится. Редко можно услышать, как бабушки и дедушки хвалятся чрезвычайной добротой или общительностью внуков. Чаще – все тем же, что и мамы-папы: сколько знает букв, в каких пределах освоен счет, умеет ли определять по часам время… Однако спросите у любого родителя, что для него главное в воспитании, и он наверняка ответит: «Чтобы ребенок вырос Человеком».
Но какое отношение имеют к «человекам» рано развиваемые умения – читать, писать и считать?
Взрослые тратят огромные ресурсы (материальные и временные) для того, чтобы всему этому ребенок научился как можно раньше. Однако опыт моего общения с родителями таких детей показывает, что большинство из них к началу школьной жизни сталкиваются с тем, что ребенок плохо контактирует со сверстниками, и порой именно этот коктейль из интеллектуальной «продвинутости» и коммуникативной «замкнутости» и является препятствием для формирования полноценных отношений в социуме. Такие дети не умеют играть в командные игры, у них не всегда хорошо развито воображение, их преследуют страхи (боязнь проигрыша, боязнь новых коллективов), нежелание учиться чему-то новому. А еще бывает, что они просто не знают, как занять себя в свободное время: ведь их жизнь с самого рождения была тщательно организована кем-то другим.
Случается, что еще до школы ребенок до такой степени «наразвивался» и «научился», что переход к формально узаконенному «академическому терроризму» вызывает у него в лучшем случае апатию, а в худшем – полную потерю учебной мотивации.
Установка на академические достижения, активно навязываемая родителями, мешает детям проявлять себя в других видах деятельности, а чрезмерное увлечение «целенаправленным» развитием лишает ребенка возможности естественного обмена в детской среде, не обремененной «образовательными задачами».
И именно эта установка порой блокирует развитие так называемой социальной одаренности – то есть способности устанавливать контакты, активно взаимодействовать с разными людьми и организовывать с ними созидательную деятельность.
Обычно родители переживают, когда ребенок вместо того, чтобы заниматься, «болтает с товарищами», «занимается своими делами», «пререкается с воспитателем». Но ведь в современном мире умение найти общий язык с тем окружением, в котором ты оказываешься, и умение инициировать общение – одно из немногих универсальных достоинств, помогающих человеку выстроить свой личностно-профессиональный путь.
Кстати, для успешной карьеры человеку требуются не столько навыки, сколько связи. Да, обычные, человеческие, и лучше – проверенные годами дружбы. Но часто ли умение дружить рассматривается взрослыми как такой же важный элемент образования ребенка, как умение читать и писать в прописях?
Наверное, ставя себе задачу развить Личность, хорошо бы позаботиться об адекватном окружении ребенка и найти для него ту развивающую среду, в которой его способности могут быть востребованы.
Вторая проблема, о которой стоит упомянуть, – это значение раннего развития ребенка для самих родителей.
Речь идет о родительских амбициях: хочется, чтобы ребенок перегнал не только сверстников, но и превзошел успехи самих родителей в соответствующем возрасте. Как говорил Жан Кокто, вундеркинды – это дети родителей с богатым воображением.
Взрослые активно и порой искусственно расширяют «зону ближайшего развития» ребенка, тем самым деформируя характер взаимоотношений и увеличивая психологическую нагрузку на обе стороны. Неидеальные родители пытаются вырастить идеальных детей. Не странно ли?
В известном анекдоте отец укоряет сына: «В твои годы Авpаам Линкольн cам заpабатывал cебе на жизнь!» Сын парирует: «А в твои годы, папа, он был уже пpезидентом США».
Вспомнилась история, произошедшая однажды на встрече с группой родителей. Во время обсуждения проблемы детского чтения одна молодая пара пожаловалась на своего ребенка: мало читает и вообще – «читает не то». Мы, ведущие, попробовали предложить несколько вариантов, способных помочь решению этой проблемы: читать вместе с ребенком («Что вы! Нам некогда!»), просить читать ребенка вслух («Ну уж нет! Меня эти книжки, которые он читает, просто раздражают. Вы бы смогли каждый вечер слушать Толкиена?»), обсуждать прочитанное или делиться тем, что прочитали сами родители. Ни один вариант этой семье не подходил. В конце концов, пытаясь определить круг интересов мамы и папы, я спросила: «А вы вот сами что читаете?» И мама удивилась: «А мы сами ничего не читаем. Мы с мужем вообще книжки не любим».
Комментарии, как говорится, излишни. Родителям не приходила в голову одна простая мысль: сложно научить детей тому, что тебя совершенно не интересует. И еще, мне кажется, не очень честно требовать от ребенка того, на что не способны мы сами. Яблоко ведь – от яблони…
Ушинский в свое время сказал: «Чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях». Перефразируя мысль великого педагога, можно посоветовать родителям: для того чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, надо знать себя во всех отношениях. То есть знать собственную «зону ближайшего развития», уровень самооценки и степень своих притязаний. В этом случае есть шанс отделить свои цели и потребности от действительных потребностей (и возможностей) своего ребенка.
Третья проблема, связанная с темой раннего развития детей, – это проблема перспективы.
Что ждет «продвинутого» ребенка, переступающего порог школы?
Обычно считается, что детям, не имеющим возможности развивать свои способности из-за низкого материального положения, приходится трудно. Однако, по моему мнению, те дети, которые получили хорошую подготовку до школы, испытывают трудностей не меньше.
Эти дети, много знающие и умеющие, вынуждены приноравливаться к общему (усредненному) темпу школьного обучения, в результате чего они изнывают от скуки или, наоборот, пытаются занять себя не всегда приемлемыми для школы способами, что в конце концов приводит к потере учебной мотивации и стойкой враждебности и к школе, и к сверстникам.
Учитель не всегда может уделить дифференцированное внимание всем детям класса, особенно если дети эти не только разные по темпераменту и типу восприятия, но и по уровню дошкольной подготовки. В более продвинутых странах родители «спасают» своих детей с помощью домашнего образования (к примеру, в США таких детей больше одного миллиона). В России подобный опыт пока редкость, но, консультируя родителей, я все чаще и чаще слышу о том, что они предполагают обучать ребенка дома именно на начальном этапе – чтобы сохранить и развить у него познавательные потребности. По мнению этих родителей, в старшей школе ребенок будет больше готов к своеобразной «фильтрации» влияний, оказываемых на него. Тем более что школа сейчас не является единственным источником знаний, а компетентность родителей в некоторых областях знаний бывает значительно выше компетентности отдельных учителей.

Таким образом, занимаясь «ранним развитием», хорошо бы ясно представлять себе, что вкладывается в это понятие; хорошо бы еще осознавать свои собственные мотивы и возможности ребенка, а также проектировать не только начальную ступень его обучения, но и рассматривать этот процесс в более далекой перспективе.

Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, автор сайта «Inter-педагогика»
( www.inter-pedagogika.ru )г .Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru