Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 

Экономика, основанная на знании

В современном мире нужно бежать не только для того, чтобы продвинуться вперед, но и для того, чтобы остаться на месте

Если для экономики средневековья главным ресурсом была земля, для экономики индустриального общества – капитал, то главный ресурс современного постиндустриального мира – знание, информация. Так утверждает доктор экономических наук Вячеслав ИНОЗЕМЦЕВ в беседе с нашим корреспондентом.

– А что это конкретно значит? Постиндустриальным странам больше не нужны хлеб, нефть, дома? Информацию ведь нельзя есть, она не согреет в мороз, а эти простые потребности никто пока не отменял…
– Информацию, конечно, есть нельзя. Обычные потребности продолжают удовлетворять обычным способом, только в постиндустриальном мире на это уходит мало усилий. И материалов. За последние сорок лет валовой внутренний продукт (ВВП) пятнадцати стран, входящих в Европейский Союз, вырос более чем в 5 раз; при этом занятость увеличилась лишь на 20 процентов (да и рабочее время сократилось на 18–25 процентов). С начала 90-х рост объемов промышленного производства в Европе сопровождается снижением количества потребляемых ресурсов. После 1973–1981 годов, когда цены на нефть взлетели в 15 раз, постиндустриальный мир не только открыл новые месторождения, но и резко повысил эффективность использования энергии и сырья.
– И что ж, нет предела экспансии знания, вытесняющего материальные ресурсы? Разве потребности в информационных продуктах могут расти бесконечно?
– Нет, не могут. Однако символические ценности могут вытеснять традиционные предметы потребления как угодно долго. Они их даже не вытесняют. Они в них живут. Специфика современной экономики и заключается в том, что информационный сектор становится в ней все более и более обособленным, но информация начинает производиться практически во всех сферах хозяйства. И невообразимые для непосвященного массивы информации, обозначенные стикером «Intel Inside» на компьютерном мониторе, оцениваются во много раз дешевле, чем информация, которую несет лейбл «Сhanel», едва различимый в складках обыденной на первый взгляд юбчонки.
Более того, бесконечно долго может расти спрос на информацию. С одной стороны, информация, средства ее получения и передачи не потребляются; они скорее окружают нас, дают нам чувство уверенности. Приобретя самые совершенные компьютеры и средства связи, человек ощутит себя незримо (и в большинстве случаев иллюзорно) включенным в сообщество, участвующим в его жизни, прекрасно ориентирующимся в ситуации. И смысл покупки монитора нового поколения для него несомненен.
Мне кажется, современному обществу вполне по силам любые проблемы, доставшиеся ему в наследство от индустриальной эпохи. По-настоящему сложны для него лишь те проблемы, которые оно само и вызвало к жизни.
– Какие именно?
– На мой взгляд, самая большая проблема, которая с особой силой проявилась в последние десятилетия, – проблема неравенства. Причем не только сугубо материального. Став главным ресурсом нового общества, знания поляризовали социум по ранее неизвестным линиям и кардинально изменили весь экономический механизм воспроизводства.
Обратите внимание: если в какой-то стране произвели полезные ископаемые и продали их за рубеж, никто в этой стране не сможет больше ими воспользоваться. Если в стране ориентируются на развитие индустриального сектора, то это значит, что год за годом рабочие будут изнурительно трудиться на фабриках, предприниматели будут сдерживать рост их доходов ради получения дополнительных возможностей расширить производство и т.д. И опять-таки индустриальные товары, проданные за рубеж, покидают страну навсегда. А вот человек, добывший новые знания, не истощил, как рабочий, свои способности, но, напротив, только развил их. Знания и технологии можно продать сколько угодно раз, и это не уменьшит возможности их создателей и далее пользоваться ими.
Так постиндустриальный мир обретает возможность в неограниченном масштабе приобретать ресурсы из остальных стран, не утрачивая при этом собственных. И право его на это бесспорно: ведь он не силой забирает у других их блага, а напротив, честно обменивает на технологии, созданные им самим. Тут я и вижу самую большую проблему, порожденную постиндустриальным обществом: новое неравенство не только становится допустимым, но и не противоречит традиционно понимаемым принципам справедливости.
За последние пятьдесят лет разрыв в средних значениях ВВП на душу населения в Европе и развивающихся странах вырос почти втрое – с 23 до 61 раза; ЕС и США сегодня контролируют более 75 процентов мирового парка компьютеров, 84 процента всех выданных в мире патентов и почти 92 процента рынка программного обеспечения. Постиндустриальный мир – и об этом сегодня говорят очень редко – становится все более замкнутым: между Европой, США, Японией и развитыми странами Азии происходит сегодня более 75 процентов всех осуществляющихся на планете торговых трансакций и перетекает 82 процента всех иностранных инвестиций.
Приблизительно то же самое происходило и внутри развитых обществ. В 1898 г. в США один процент самых состоятельных граждан владели 37 процентами национального богатства. Чтобы снизить этот показатель до 17 процентов, потребовалось 75 лет; этот минимум был достигнут в 1973 г. – к символическому началу постиндустриальной эры. Но всего за 25 последующих лет, к 1999 г., доля богатейших граждан достигла 41 процента национального богатства Соединенных Штатов. При этом 13 из 20 наиболее состоятельных граждан не получили ни цента наследства, а сами создали и развили собственный бизнес, в начале карьеры имея в активе лишь хорошее образование, оригинальное мышление и невероятную настойчивость.
В 1900 году в США только пять процентов руководителей крупных компаний имели высшее образование; сегодня более 40 процентов из них – обладатели докторских степеней, а колледжи не закончили лишь единицы. Экономисты и политики, занимавшие в администрации президента Б.Клинтона посты от заместителя министра и выше, с 1992-го по 2002 год написали и издали более 60 книг, причем (жаль, что, наверное, только в России это приходится подчеркивать) авторство их не вызывает сомнения. Даже «последний герой» – недавно вышедший из тени четырехзвездный генерал Т.Фрэнкс – победитель Саддама, потерявший в этой войне менее 200 солдат коалиционных сил, из 34 лет службы в армии лишь 15 лет провел в частях, а 19 – в учебных заведениях.
За те же 25 лет доходы лиц с полным средним образованием снизились на 14 процентов, а с незаконченным средним – на 27. В постиндустриальном обществе средние способности не гарантируют средних результатов; на средние результаты могут рассчитывать лишь те, кто совершенствует свои способности средними для общества темпами. В современном мире нужно бежать не только для того, чтобы продвинуться вперед, но и для того, чтобы остаться на месте.
– Но идеи быстро становятся всеобщим достоянием, их нельзя сохранить в банковских кладовых или подвалах рыцарских замков. Разве придуманное в развитых странах не может служить всем?
– Скорее следует говорить о технологиях, которыми каждый может воспользоваться. Но здесь возникает еще более интересная и глубокая проблема. Можно, конечно, поставить компьютер в каждой школе; сам по себе он недорог. И можно выйти в Интернет. Или прочитать анонсы газет. Но чтобы подписаться на адресную рассылку новостей, то есть попытаться профильтровать информационные потоки, нужно ввести номер своей кредитной карточки и заплатить какие-нибудь 10 долларов за годовую подписку на эту услугу. Но поставить в российскую, положим, сельскую школу три компьютера – это еще не раздать старшеклассникам пятьсот кредиток. Да и кредитки еще не знание английского, которое позволит прочесть присланные материалы. И даже обеспечив английский, мы еще не погрузим человека в среду, где рождена усвоенная им информация, а без этого вероятность того, что далекий мир воспримет его рассуждения на заданную тему, бесконечно мала. Выходит, открывая окно в мир, не мы включаемся в существующие в нем информационные потоки, а эти потоки включают в себя и нас. Обратная связь практически отсутствует.
У нас совсем неплохая система образования, и это, конечно, замечательно. Но образованный человек – это человек, прежде всего ценящий продолжение собственного развития, общение с людьми своего круга. Поэтому-то так много наших специалистов работают за рубежом. Они не конформисты, погнавшиеся за «длинным долларом». Они просто хотят делать то, чему их научили. Учиться дальше. Совершенствовать самих себя.
Нельзя идти дальше, имея одну только хорошую систему образования. Необходимо, чтобы образованность и таланты ценились, причем обществом, а не государством. Потому что иначе соревнование за истину сменится борьбой за субсидии и гранты, а ученые, которые просто призваны быть «гражданами мира», окажутся жителями «закрытых городов», как это уже было в нашей истории.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru