Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Колонка редактора

Итак, в постиндустриальном мире, куда мы пока не попали, более всего ценятся знания, которые легко и быстро в руках понимающих людей превращаются в нечто совершенно практическое: новые виды машин, технологий и энергии, новые товары потребления, новые виды искусств...
Очень приятно, что жизнь нашу начинают определять столь почтенные вещи, как знания и информация. Совершенно неизвестно, что из этого получится; можно быть заранее готовыми к тому, что получится нечто сильно отличное от наших с вами нынешних представлений и ожиданий. Одно несомненно: нам снова предстоит догонять и перегонять, чтобы вписаться в этот новый мир...
Некоторым утешением нам в предстоящих трудах могут служить несколько обстоятельств.
Во-первых, мы не столь уж чужды идеологии этого самого нового мира. В свое время массовое стремление советских людей во что бы то ни стало дать своим детям высшее образование казалось мне просто эпидемическим психическим заболеванием. Квалифицированный рабочий получал заведомо больше денег, чем даже очень талантливый инженер. Инженеров этих мы к тому времени навыпускали столько, что нормальному человеку признаваться в принадлежности к этой профессии уже было как-то неловко. Учиться 4–6 лет, жить на стипендию, как известно, никогда было невозможно, так что речь шла о напряжении всей семьи без особых надежд на отдачу в будущем.
В результате этого всеобщего заболевания мы уже к середине семидесятых получили довольно серьезную социально-психологическую проблему: молодой человек с полным общим средним образованием приходил на завод исключительно потому, что провалил экзамены в вуз, чувствовал себя на заводе человеком временным и ущербным, а производство не могло предоставить ему работу, которая нуждалась бы и в его полных десяти классах. Разрыв между образованием (всеобщее среднее, знай наших!) и потребностями производства порождал психологическую неудовлетворенность, ощущение неуспеха, становился причиной личных трагедий.
Социологам, которые именно в середине семидесятых впервые заговорили об этой проблеме, отвечали, что всеобщее среднее образование дано нашему обществу «на вырост», именно оно дает потенциал и резерв, которые позволят стране развиваться.
Со временем выяснилось, что всеобщего среднего образования для такого развития маловато, нужны еще и мотивы добросовестно и много работать, и экономическое стимулирование рынком, и прочие, совсем не укладывающиеся в рамки социализма вещи.
Однако все-таки образование «на вырост» у нас действительно есть, его нельзя отменить, продать, украсть или уничтожить – оно в людях. И, судя по тому, как описывают постиндустриальную эпоху специалисты, именно сейчас приходит время, когда оно будет востребовано полностью.
Мало этого. Проблемы современного мира, описанные специалистами, нам тоже хорошо знакомы, и мы можем научиться с ними справляться. Например, та же мотивация интеллектуального труда. Люди, генерирующие идеи, делают это тем успешнее, чем больше удовольствия доставляет им сам процесс их специфического труда. Но у нас интеллектуалы так жили не то что последние семьдесят, а кажется, и несколько последних столетий: платили им всегда не слишком много, уважали не больше, а они, ненормальные, все чего-то там придумывали. Интересно вспомнить, как объяснял эту страсть к творчеству
на своем рабочем месте замечательный наш социолог Владимир Александрович Ядов. В те времена, когда зарплаты были у всех одинаково маленькие и – главное – практически не зависели от ваших личных усилий (знаменитая уравниловка), когда деньги не играли такой уж большой роли, потому что покупать в наших магазинах было почти нечего, – в такие времена люди занимались бескорыстным творчеством, каковое было занятием нисколько не хуже пьянства, флирта и прочих увлекательных занятий. По данным социологов, таких вот бескорыстных творцов в те времена среди рабочих набралось ни много ни мало – 20%. Каждый пятый! Примерно столько же набралось их и в богатой Америке…
Наконец, еще одна проблема постиндустриального мира: культурное многообразие, входящее в противоречие с выравнивающими и нивелирующими все на свете процессами глобализации. И опять нашей стране волей-неволей придется всерьез решать эту проблему, не дожидаясь окончательного созревания общества до уровня постиндустриализма: или мы ее, эту проблему, решим на своей громадной территории, населенной представителями культур самых разных, или просто перестанем существовать и как страна, и как государство, и как общество…
Так что у нас все еще впереди.

Ирина ПРУСС

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru