Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА ПЕРСПЕКТИВЫ 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Опыт самоопределения в датской школе

Кто такие сколвайлидеры

Сколвайлидер – это специальная должность, существующая в муниципальных датских школах. В обязанности человека, ее занимающего, входит помощь в определении жизненного пути учеников, консультации, поддержка. Но попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.
Может быть, самое ценное в детской образовательной системе то, что молодые люди здесь могут (и умеют!) пробовать свои силы в разных специальностях, учиться и переучиваться. Здесь нет профессий, которые были бы второсортными, таких, на которых работали бы только люди с низким уровнем образования. Парикмахер – продавец – плотник – полицейский – моряк – ювелир – грузчик – шофер... люди всех профессий прошли разнообразный путь ученичества, а большинство продолжают заниматься по вечерам тем, что интересно, в библиотеки ходят целыми семьями...
Правда, правительство не очень довольно тем, что денег на образование в их стране тратится больше, чем в других, а уровень знаний учащихся не самый высокий. Отсюда вывод: нужно что-то изменить. Но что? Лучше всего на первый взгляд сделать так, чтобы молодые люди сразу определяли и свою будущую профессию, и учебное заведение, которое для этого им нужно закончить. Тогда никто не будет учиться (и тратить государственные деньги!) по многу лет подряд, а все найдут себя годам к двадцати и будут трудиться на благо общества.
Поэтому теперь вместе с документом об окончании девяти классов каждому ребенку выдается бумага, в которой записаны:
– его планы на следующие пять лет (где собирается учиться, кем стать, нужна ли ему для этого специальная помощь и дополнительные занятия по предметам – такая развернутая самооценка);
– комментарий планов ребенка от его учителей, классного руководителя и консультанта;
– комментарий его родителей.
Бумага подписывается всеми. Но самое интересное, что консультант пишет заключение – мнение педагогического коллектива школы о том, способен ли ученик продолжать учебу в выбранном им направлении или ему нужно пройти дополнительное обучение и сдать дополнительные экзамены. От того, что будет указано в этой строке, зависит, возьмут ли ученика в гимназию сразу или протестируют еще раз.
Чтобы в конце девятого класса со спокойной совестью сделать подобные выводы, консультант по профессиям (сколвайлидер) проводит большую предварительную работу: с каждым учеником школы индивидуально, начиная с шестого класса, ведет беседы, обсуждает планы на будущее, степень реальности их выполнения, советует, что нужно сделать, чтобы суметь добиться намеченного. Многие в правительстве, правда, считают, что это тоже лишняя трата денег, что эту работу должны выполнять родители.
В восьмом и девятом классах дети проходят практику на конкретных рабочих местах, пробуют свои силы, стараются понять, хорошую ли профессию выбрали для себя.

Эта идея не нова, как и те перегибы, которые неизбежно возникают при ее воплощении в жизнь. Часто ребята идут на работу (на одну неделю) вовсе не туда, где им интересно, а туда, где легче всего договориться. И получается, что благая цель такой практики не достигнута снова: ну не знают дети никаких профессий и не могут для себя ничего выбрать.

Примерно половина выпускников девятых классов хотят поступить в гимназии разных типов. Остальные – в десятый класс и автерсколе (школы-пансионы), чтобы еще год подумать, поучиться, попробовать свои силы в чем-то новом.

Важно отметить, какую большую роль в датской системе образования играют рекомендательные письма и соответственно личная ответственность учителей за оценки, получаемые учениками. Ведь рекомендательное письмо не бывает от всей школы, оно подписывается конкретными людьми, они и отвечают за то, что там сказано.

Но, конечно, не всем детям решение о продолжении образования дается просто. Почти в каждом классе есть по ученику, который до смерти устал от школьных занятий и пытается привлечь к себе внимание учителей и детей совсем не “интеллектуальными” способами. С ними тоже ведет работу консультант, помогает на время уйти из школы поработать где-нибудь, чтобы лучше понять себя. Важно, что к этому же консультанту можно всегда вернуться.
Гораздо сложнее бывает с детьми, которые не показывают своего недовольства школой, но тем не менее не учатся: приходят так – провести время. Именно этим детям консультант и уделяет больше всего внимания.
Тем, кто уже определился и успешен, помощь бывает нужна редко.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru