Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ХЛОПОТЫ 
 

Когда конверты были вскрыты...

Выпускное сочинение–2003:
о чем охотнее всего писали одиннадцатиклассники

Второго июня одиннадцатиклассники сдавали письменный экзамен по литературе. Им было дано право выбрать между изложением с элементами сочинения и сочинением по заранее объявленному списку тем. В каждом регионе транслировали утром процедуру “розыгрыша” конкретного комплекта, после чего выпускники приступали к работе.
В Москве и Московской области перед запуском лототрона выступила Л.П.Кезина, еще раз напомнив, что в столице второй и, в сущности, в последний раз проходит это мероприятие так широко. Уже на следующий год только половина москвичей примет в нем участие, поскольку вторая половина будет сдавать ЕГЭ. Корреспондент попытался выяснить у девушки за первой партой, какую тему она бы предпочла. Ученица была готова ко всему. Зрителям сообщили, что все шарики абсолютно одинаковы по весу. Выпал №12. Учителя вздохнули с облегчением – нехудший вариант.
По нашим данным, большинство выбрали драматургию А.Н.Островского. Беспроигрышная и хорошо отработанная тема. Надо сказать, что и в других регионах темы «программные», традиционные выбирали чаще. Увлекающиеся натуры взялись за Раскольникова. Хотя в 17 лет явно не хватает опыта и культурного багажа, чтобы согласиться с утверждением (или опровергнуть?), что герой – «истинно русский человек». Предполагался пересказ учебника?
Многие писали пятую тему: “Искусство непременно стремится к добру…” (Н.В.Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.) Конечно, по Булгакову – “Мастер и Маргарита”. С формулировкой не спорили, хотя она довольно сомнительна.
Герой-бунтарь в поэзии Маяковского привлек только страстных поклонников творчества поэта. Анализировать “Песню” Жуковского почти никому не хотелось. Может, стихотворение попалось не самое любимое, может, элегическое настроение не соответствовало моменту.
Отдельные выпускники пытались быстренько выяснить, под каким номером шла та или иная тема в общем списке. Видимо, шпаргалки были у них разложены не по комплектам...
Впрочем, не только сочинения можно было списать. Из Рязани нам сообщили, что тексты экзаменационных изложений, рассылаемые по школам в запечатанных конвертах, еще накануне появились в Интернете. Все же половина старшеклассников изъявили желание раскрывать темы из комплекта № 51, который им достался. Телевизионная трансляция в рязанской школе № 51 в решительный момент была прервана единогласным «ура!». Совпадение номера школы и номера комплекта сочли добрым знаком. По словам директора Ольги Николаевны Маслюк, большинство писали “Образ Руси в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”».
Санкт-Петербургу по случаю юбилея, вероятно, тоже повезло. Один из лучших комплектов – № 10. Все темы внятные, корректные, интересные. И про парадоксы личности Печорина есть что сказать, и про проблему нравственного выбора (опять выбор!) в прозе Булгакова.
Директор омской школы № 44 Нина Ивановна Андриенко уверена, что сочинения трех ее учениц на тему «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих» (Ф.М.Достоевский) из 35-го комплекта достойны опубликования как полноценные художественные произведения. Ее удивляет, как глубоко и поэтично молоденькие девушки сумели раскрыть такую сложную тему, написали даже о том, что любовь не только созидает, но и разрушает личность.
Остальные в основном занимались «Евгением Онегиным» или князем Андреем. Опять же – программа.
В Тюменской области большинство ребят изначально были нацелены на изложение. Узнав о том, что выпал 49-й комплект, многие изменили мнение, хотя в целом расстановка сил осталась прежней и значительная часть выпускников пересказывали отрывок из «Поднятой целины» Шолохова. Авторы сочинений тоже обратились к творчеству писателя-казака, рассуждая о «страдании и боли» на примере «Судьбы человека».
Вообще наш небольшой опрос показал, что помимо прочих факторов место жительства выпускника влияет на его выбор. Так, в маленьких городах дети предпочитают писать изложение, самый «используемый» писатель у них – Шолохов. В крупных городах чаще выбирают сочинение, а любимый автор – Булгаков.
Отдельно хочется посочувствовать тем школам, куда пришли на экзамен проверяющие из департамента. Их появление означает не только дополнительные расходы, связанные с необходимостью срочно накрыть стол и найти красивый букет цветов, но и дополнительную нервотрепку, поскольку некоторые чиновники не позволяют даже подойти к ученикам. Никаких вопросов! В одной московской школе, где сочинение писали 13(!) выпускных классов, а параллельно уже полным ходом шел ремонт, и кабинетов лишних не было, гости за 15 минут до начала экзамена потребовали посадить всех потенциальных медалистов в отдельное помещение, чтобы за ними «легче было следить». Учителя и администрация еле убедили разгневанных чиновников в невозможности выполнить распоряжение. «Хоть бы накануне вечером телефонограмму дали, мы бы сумели что-то сделать», – причитала директор. Экзамен прошел «в спокойной рабочей обстановке...».

Школьный отдел

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru