Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2003

Только в номере


ТО-ТО И ОНО 

Наталия ИШТРИКОВА

Ответственность с поправкой

Закон о передаче школ регионам могут принять уже в июне. Но кто будет гарантом финансирования – до сих пор не решено

К настоящему времени лишь четыре региона из 89 субъектов РФ взяли на себя финансирование муниципальных школ.
Внесенный президентом законопроект должен создать правовую базу для распространения этой схемы финансирования на все регионы. Нагрузка на их бюджеты при этом существенно возрастет.

Комитет по образованию и науке Госдумы провел заседание, на котором обсуждались поправки в законопроект «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ, касающиеся финансирования общеобразовательных учреждений». Обсудить этот вопрос приехала заместитель министра образования Елена Чепурных.
Председатель комитета Александр Шишлов назвал закон приоритетным, и не случайно. От его принятия до конца весенней сессии зависит, будут ли школы в следующем году финансироваться из бюджетов регионов. Ведь такое изменение схемы финансирования необходимо отразить в федеральном бюджете на 2004 год.
За время подготовки законопроекта ко второму чтению в него было внесено 26 конкретных поправок. Их можно условно разделить на две группы.
Во-первых, теперь четко описаны государственные финансовые гарантии школе: в законопроект введено понятие федерального норматива.
Во-вторых, предусмотрены целевые субвенции регионам на нужды образования.
Из-за этих субвенций – целевых бюджетных средств – и разгорелся спор.
Сама поправка в закон звучит так: включить в рамки компетенции РФ (ст.28 Закона «Об образовании») «предоставление субвенций бюджетам субъектов РФ для финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования». Утверждение системы таких субвенций существенно облегчило бы нагрузку на региональные бюджеты – ведь финансирование образования в соответствии с нормативами требует значительных средств. К слову, во время обсуждения законопроекта в первом чтении представитель президента Александр Котенков заверил, что такие целевые средства могут быть выделены в федеральном бюджете.
Однако теперь, очевидно, что-то изменилось в настроениях администрации президента. Об этом депутатам сообщила Елена Чепурных.
– Ваша поправка о субвенциях меняет концепцию законопроекта. Президент собирался редактировать бюджетные отношения регионов и муниципальных образований, а не федерального центра и регионов. Президент в результате отклонит свой же собственный закон! – огорченно заявила замминистра.
– Но эта поправка не обязывает федеральные власти создавать систему субвенций в срочном порядке. Она лишь открывает дорогу для появления таких субвенций в законе о федеральном бюджете. Кроме того, мнение администрации президента для меня, депутата Думы, имеет меньшее значение по сравнению с мнением полномочного представителя президента в Думе, – ответил Александр Шишлов.
– Школы ждут этот закон, а вы его ведете на грани фола… И ЦК профсоюза работников образования тоже требует принятия президентского закона. Правда? – обратилась Елена Чепурных к представителю ЦК профсоюза Александру Цепкову, который утвердительно кивнул. – Внесите эту поправку потом, отдельно…
– Мы – профильный комитет и с профессиональной точки зрения полностью уверены в необходимости и, главное, возможности внесения этой поправки, – держал позицию председатель комитета. – И Бюджетный кодекс разрешает выделять такие субвенции, никакого противоречия тут нет.
– А берет ли комитет на себя ответственность за то, что может оставить школы еще на год на балансе местных бюджетов? – допытывалась Елена Чепурных. И вновь получила утвердительный ответ.
– Вам почему-то кажется, что поправка об установлении федеральной финансовой ответственности противоречит концепции законопроекта. А вот я как законодатель считаю, что она его развивает и улучшает. Впрочем, здесь нет драмы: все определится отдельным голосованием на пленарном заседании. Если Александр Котенков скажет, что президент категорически против этой поправки, – что ж, будем принимать закон без нее. Во всяком случае, нет препятствий для того, чтобы принять закон, по крайней мере в той редакции, на которой настаивает представитель президента, – сказал председатель комитета.

Итак, законопроект готов ко второму чтению. Осталось лишь получить отзыв Правового управления. Руководство комитета постарается сделать все, чтобы формальности решились как можно скорее, и возможно, уже 10 июня законопроект будет передан в Совет Думы для постановки в план заседаний.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru