Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ No 64 
 

Никита КОЧЕТКОВ

Об опасности ткани в горошек

КУЗНЕЦОВ В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. М.: Дрофа, 2002. – 128 с.: ил

КУЗНЕЦОВ В.Н.
Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии.
М.: Дрофа, 2002. – 128 с.: ил

Как правило, объем школьного учебника позволяет дать только общее представление об изучаемых вопросах, не вдаваясь при этом в детали. Для того чтобы учителю красочно проиллюстрировать подаваемый материал, надо либо быть узким специалистом в данной области, либо иметь под рукой качественную справочную литературу, образцом которой является пособие для учителя Владимира Наумовича Кузнецова.
Так как рецензенту легче найти недостатки, чем преимущества, то начать стоит именно с них. Не совсем понятно, почему автор опускает раздел классической экологии, который в школьных учебниках занимает наибольший объем и идет, как правило, под названием «Основы экологии». Причем в названии этот крен не находит отражения, и перед читателем предстает издание именно по экологии, хотя в аннотации и предисловии В.Н.Кузнецов отмечает, что речь пойдет только о прикладной экологии и охране природы.
Книга разбита на шесть частей: «Современные экологические проблемы», «Экологические катастрофы», «Загрязнение среды и экологическая безопасность человека», «Адаптация человека к условиям окружающей среды», «Экология города» и «Экологический мониторинг». Казалось бы, наиболее важная часть – первая, «Современные экологические проблемы». Уж сколько про них было всего написано! Да и сам автор пишет: «Человеческая цивилизация вступила в третье тысячелетие с гнетущими ее экологическими проблемами, висящими над ней подобно дамоклову мечу» (с. 5), а затем приводит их полный список. Но, по сути, перечислением дело и ограничивается. «Парниковому эффекту» отведена ровно страница, опустыниванию и обезлесению планеты – половина, проблеме разрушения озонового экрана – один абзац… Если посмотреть оглавление, то видно, что на весь этот раздел отведено 14 страниц, тогда как на следующий, повествующий об экологических катастрофах, – 32 страницы. В нем захватывающе описываются цунами, смерчи, торнадо, вулканы. Но ведь, наверное, не надо объяснять, что все это, несмотря на порой обширные разрушения и многочисленные жертвы, не может сравниться с по масштабу с результатами глобального потепления, роста народонаселения и т.п. Кстати, говоря об этом, просто нельзя было не указать фамилий Мальтуса и Медоузов, доклады Римскому клубу, а рассказывая о возможных сроках выработки ресурсов – о том, кто делал расчеты и прогнозировал. Но этого в книге нет.
Также, если следовать логике, после перечисления проблем стоило бы привести и возможные пути выхода из них, тем более что дискуссии на этот счет ведутся и по сей день. Так называемые «антиэкологисты» считают, что обсуждение экологических проблем почти всегда носит конъюнктурный характер. Приводимые ими доводы часто опровергают глобальные прогнозы: например, с 50-х годов XX века население увеличилось вдвое, а производство продуктов питания втрое, хотя, исходя из теории, производство продуктов питания должно не успевать за ростом населения; показатели по всем загрязняющим веществам не только не выросли, а даже уменьшились более чем на треть и т.д. Увы, подобного материала на злобу сегодняшнего дня у В.Н.Кузнецова найти я не смог.
Однако все же иногда на суд читателя выносятся спорные мнения, из которых читателю предстоит делать вывод. Так, вопреки некоторым «разоблачающим» статьям В.Н.Кузнецов замечает, что «основные причины разрушения озонового экрана пока не найдены» (с. 8), и приводит две возможные причины этого явления: естественную сезонную периодичность и антропогенные факторы.
За описанием глобальной ситуации следует информация о главных экологических проблемах России, к которым причислены проблемы чистого воздуха, чистой питьевой воды, земельных и биологических ресурсов. В этом же разделе мы можем увидеть данные по состоянию этих ресурсов на сегодняшний день.
Очень интересно и увлекательно написана часть «Экологические катастрофы». Она изобилует фактами, цифрами, заставляя читателя увидеть и по-настоящему осознать масштабы разбушевавшейся стихии. Например, на Филиппинах в 1972 г. в результате тайфуна остались без крова 1,5 млн человек; московский смерч 1904 г. поднял в воздух 120 тыс. тонн воды, осушив Москву-реку до дна; землетрясение в XIII веке около побережья Средиземного моря унесло более 1 млн человеческих жизней и т.п. Позволю себе одно небольшое замечание: в разделе «Радиоактивное и химическое загрязнение окружающей среды» (с. 46), где речь идет об антропогенных катастрофах, упомянуты многие города – Лондон, Нью-Йорк, Афины, Шанхай, но нет ни слова о Чернобыле. Этот пробел отчасти восполнен в другом разделе на с. 53 («Радиационное загрязнение окружающей среды»), однако там можно узнать лишь год аварии и то, что она привела «к значительному радиоактивному загрязнению окружающей среды в 12 областях с населением более 5 млн человек». (с. 56). Согласитесь, проблема заслуживает более пристального внимания, и не только потому, что этот случай – беспрецедентный в истории мировой атомной энергетики…
Одна из наиболее интересных, на мой взгляд, глав – «Экология города», которая частично пересекается с темой «Экология человека» и дополняет ее. В этом разделе даны не только классификации городов, их загрязнения и видов экологических проблем, но также последствия и пути выхода из них (именно то, чего так не хватает первой главе!). Есть также данные непосредственно по Москве. Бесспорное любопытство представляют такие разделы, как «Органы чувств человека и агрессивность городской среды», куда входят незаслуженно обделенные вниманием во многих подобных изданиях вопросы видеоэкологии или экологии обоняния. Из них становится ясно, чем опасны одинаковые кафельные плитки, ткань в горошек, полоску и клетку; чем плоха мебель из древесностружечной плиты и т.п.
Надо отдать должное научному аппарату справочника: после каждого раздела можно увидеть список использованной, а в конце книги – рекомендованной литературы, который для удобства разбит на тематические блоки, что дает представление об авторах, занимающихся конкретными вопросами. Единственная замеченная здесь опечатка – помещение книги В.А.Ясвина в раздел «Экологическая безопасность и экологическое право», хотя сфера научных интересов этого исследователя скорее относится к предыдущему блоку – «Экологическая культура».
Также будут полезны небольшие вставки в тексте, выделяемые курсивом, – «К сведению», «На заметку», где автор приводит наиболее интересные факты и цифры. Например, мы можем узнать, какую дозу облучения получает человек при рентгенографии зубов или болельщик при просмотре одного хоккейного матча; на сколько уменьшится число ошибок программиста при вдыхании запахов лаванды, жасмина и лимона; инфразвук какой частоты смертелен для человека; почему в Якутии повышен риск заболевания раком пищевода, а во Франции, Иране, Чехии уровень радиации в 30–40 раз больше, чем в среднем в мире… И многое другое, что поможет не только провести урок, но и выжить в нашем сложном мире.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru