ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
В последнее время все больше разговоров
о том, что школа должна воспитывать детей.
Кажется, будто воспитание – один из
дополнительных предметов, который достаточно
ввести в школе, и тогда все пойдет как по маслу. Но
тем, кто реально работает с детьми, наверное, не
нужно объяснять, как нелепы подобные
представления. Так что же, получается, школа
остается лишь транслятором знаний?
Нет, ведь кроме обучения и “воспитания по
приказу” существуют иные формы взаимодействия
школы и ребенка. Одна из них – социальная
практика. И речь здесь идет не столько о
социализации ребенка, сколько именно о
воспитании. Социальная практика – трудное и
деликатное направление в педагогике, требующее
от взрослых величайшего внимания к ребенку. И тем
не менее здесь существуют и свои рецепты, и
проверенные методики. Вот почему сегодня мы
обращаемся к реальному опыту социальной
практики. Это рассказы вовсе не о том, как хороши
те взрослые, которым удалось повлиять на
“трудных” подростков. Мы рассказываем о том, как
меняются дети, включенные взрослыми в
общественно полезные дела.
Нателла КОМАРОВА,
Овена КОРСУНОВА
Помогая людям, ты обретаешь
зрелость
Что означает для учителей и учеников
участие в социальной практике
В школах Самарской области уже второй
год идет эксперимент по организации социальной
практики, которая понимается как общественно
значимая деятельность детей и как важный
компонент воспитательной системы
образовательного учреждения. Эксперимент
зародился благодаря встречной инициативе школ,
ученых и органов управления образованием. Одним
из его организаторов стал Центр гражданского
образования при Самарском институте повышения
квалификации и переподготовки работников
образования. В прошлом году участниками
эксперимента были десятиклассники из 27
общеобразовательных школ городов и районов
области. Ребята в рамках школьного компонента
наряду с изучением соответствующих разделов
учебной программы «обществознание» занимались
социальным проектированием, получали знания по
деловой этике. Сегодня число образовательных
учреждений, организующих социальную практику
своих учеников, увеличилось приблизительно в два
раза. В эксперименте теперь заняты и семи-девятиклассники,
а сама практика стала проводиться и в рамках
дополнительного образования, и в свободное время
(по желанию участников).
О первых результатах эксперимента мы
расспросили Нателлу КОМАРОВУ, заведующую
лабораторией воспитания и дополнительного
образования Самарского института повышения
квалификации и переподготовки работников
образования.
– Что побуждает руководителей школ
вступать в эксперимент?
– Социальная практика при педагогической
поддержке развивает у подростков навыки решения
личностных и общественно значимых проблем. Это
своего рода профилактика асоциального поведения:
чаще всего дурные поступки совершаются «от
нечего делать». Подросткам, занятым в
общественно значимой деятельности, жизненная
позиция «Я – потребитель» не приемлема, они
становятся социально активными, инициативными.
Кроме того, социальная деятельность повышает
авторитет школы в микрорайоне, так как ребята
стремятся творить добро для людей, живущих рядом.
Это естественно, ведь в человеке заложена
потребность быть нужным другим людям.
– В “Положении” перечислен добрый десяток
направлений организации социальной практики –
от помощи социальным службам и учреждениям
культуры и спорта до работы в качестве
интервьюеров при проведении опросов
общественного мнения и социологических
исследований. Какие из этих направлений стали
самыми востребованными и популярными?
– Шефство над пожилыми людьми и малышами,
вожатская деятельность в младших классах,
благоустройство территорий, хозяйственные
работы в школе. Ученики сотрудничают с самыми
различными социальными структурами: военными
комиссариатами, центрами занятости населения,
поселковой или городской администрацией,
социально-реабилитационными центрами,
общественными организациями, детскими садами.
Социально значимая деятельность школьников чаще
всего не остается без ответа. Например, дети
помогают ветеранам в быту, а те в свою очередь
приходят на выручку в организации школьного
музея или через свой совет ходатайствуют об
оплате поездки поисковой группы.
Разговор продолжают специалисты из
Красноярска – Павел Сергоманов и Наталья
Логинова (Центр переподготовки учителей
“Ступени” при гимназии “Универс”):
– Мы хотели бы сделать акцент на работе учителя
– руководителя социальной практики.
Прежде всего ему нужно разобраться в смысле
социальной практики. Сначала мы сами понимали ее
как участие старшеклассника в любом
общественном действии, событии. Получалось, что и
выступление хора на школьном концерте, и помощь
учителю в проведении урока – все она, эта
практика. Мы не могли объяснить себе и детям, где
же ее нет. Поэтому в последнее время мы больше
склоняемся к более узкому пониманию, к тому, что
социальная практика – бескорыстная помощь тем
людям, которые в ней нуждаются. Важно еще и то,
чтобы они были готовы помощь принять. Ведь,
например, есть такие пенсионеры, у которых
физические возможности ограниченны, но к помощи
они относятся или с опаской, или вообще
агрессивно. А должны быть довольны обе стороны.
Второй важный момент – проведение социальной
практики означает готовность педагога работать
с чувствами и переживаниями детей.
Старшеклассники нуждаются в том, чтобы свой
социальный опыт и переживания сравнить с опытом
и переживаниями других. Убедиться, что у
сверстников в этой ситуации тоже есть сильные
чувства. Это особенно важно потому, что ребята
одновременно и тянутся к переживанию подобных
чувств, и страшатся их.
Через переживание и обсуждение чувств, ершистых,
неоднозначных, приходят осознание и зрелость.
Нужно помочь ребенку угадать (а иногда прямо
показать): вот то, что он умеет и чем может быть
полезным тем, кто нуждается в помощи.
– Социальная практика в школе не является
пока ни особенно распространенной, ни
обязательной. Что побуждает учителей взять на
себя руководство ею?
– Мы столкнулись с тремя причинами: личная драма,
принятие ценности личностной зрелости ученика
или стремление избежать однообразия в работе.
Третья – самая распространенная.
Мы беседуем с Галиной ЗАЙЦЕВОЙ, генеральным
директором фонда реабилитации и поддержки “Мир
семьи”, Москва.
– Что главное в работе социально активной
школы?
– Думать о причинах и следствиях в своей
профессиональной деятельности! К сожалению,
многим педагогам непонятно, чем цель отличается
от задачи, тем более от механизма реализации.
Бывает, даже заполнение заявки на конкурс
заставляет авторов пересмотреть и заново
осмыслить свою работу, соотнеся ее с
предложенными критериями.
Когда прояснены цели программы, тогда более
понятна и действительная значимость разных
текущих дел. Школа начинает отслеживать
результаты и видит, что из предпринятого
приводит к задуманному, что нет, а что дает
отрицательный результат. В социальной работе
школы должен быть стержень!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|