Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 

В последнее время все больше разговоров о том, что школа должна воспитывать детей. Кажется, будто воспитание – один из дополнительных предметов, который достаточно ввести в школе, и тогда все пойдет как по маслу. Но тем, кто реально работает с детьми, наверное, не нужно объяснять, как нелепы подобные представления. Так что же, получается, школа остается лишь транслятором знаний?
Нет, ведь кроме обучения и “воспитания по приказу” существуют иные формы взаимодействия школы и ребенка. Одна из них – социальная практика. И речь здесь идет не столько о социализации ребенка, сколько именно о воспитании. Социальная практика – трудное и деликатное направление в педагогике, требующее от взрослых величайшего внимания к ребенку. И тем не менее здесь существуют и свои рецепты, и проверенные методики. Вот почему сегодня мы обращаемся к реальному опыту социальной практики. Это рассказы вовсе не о том, как хороши те взрослые, которым удалось повлиять на “трудных” подростков. Мы рассказываем о том, как меняются дети, включенные взрослыми в общественно полезные дела.
Нателла КОМАРОВА,
Овена КОРСУНОВА

Помогая людям, ты обретаешь зрелость

Что означает для учителей и учеников участие в социальной практике

В школах Самарской области уже второй год идет эксперимент по организации социальной практики, которая понимается как общественно значимая деятельность детей и как важный компонент воспитательной системы образовательного учреждения. Эксперимент зародился благодаря встречной инициативе школ, ученых и органов управления образованием. Одним из его организаторов стал Центр гражданского образования при Самарском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. В прошлом году участниками эксперимента были десятиклассники из 27 общеобразовательных школ городов и районов области. Ребята в рамках школьного компонента наряду с изучением соответствующих разделов учебной программы «обществознание» занимались социальным проектированием, получали знания по деловой этике. Сегодня число образовательных учреждений, организующих социальную практику своих учеников, увеличилось приблизительно в два раза. В эксперименте теперь заняты и семи-девятиклассники, а сама практика стала проводиться и в рамках дополнительного образования, и в свободное время (по желанию участников).
О первых результатах эксперимента мы расспросили Нателлу КОМАРОВУ, заведующую лабораторией воспитания и дополнительного образования Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

– Что побуждает руководителей школ вступать в эксперимент?
– Социальная практика при педагогической поддержке развивает у подростков навыки решения личностных и общественно значимых проблем. Это своего рода профилактика асоциального поведения: чаще всего дурные поступки совершаются «от нечего делать». Подросткам, занятым в общественно значимой деятельности, жизненная позиция «Я – потребитель» не приемлема, они становятся социально активными, инициативными.
Кроме того, социальная деятельность повышает авторитет школы в микрорайоне, так как ребята стремятся творить добро для людей, живущих рядом. Это естественно, ведь в человеке заложена потребность быть нужным другим людям.
– В “Положении” перечислен добрый десяток направлений организации социальной практики – от помощи социальным службам и учреждениям культуры и спорта до работы в качестве интервьюеров при проведении опросов общественного мнения и социологических исследований. Какие из этих направлений стали самыми востребованными и популярными?
– Шефство над пожилыми людьми и малышами, вожатская деятельность в младших классах, благоустройство территорий, хозяйственные работы в школе. Ученики сотрудничают с самыми различными социальными структурами: военными комиссариатами, центрами занятости населения, поселковой или городской администрацией, социально-реабилитационными центрами, общественными организациями, детскими садами.
Социально значимая деятельность школьников чаще всего не остается без ответа. Например, дети помогают ветеранам в быту, а те в свою очередь приходят на выручку в организации школьного музея или через свой совет ходатайствуют об оплате поездки поисковой группы.

Разговор продолжают специалисты из Красноярска – Павел Сергоманов и Наталья Логинова (Центр переподготовки учителей “Ступени” при гимназии “Универс”):
– Мы хотели бы сделать акцент на работе учителя – руководителя социальной практики.
Прежде всего ему нужно разобраться в смысле социальной практики. Сначала мы сами понимали ее как участие старшеклассника в любом общественном действии, событии. Получалось, что и выступление хора на школьном концерте, и помощь учителю в проведении урока – все она, эта практика. Мы не могли объяснить себе и детям, где же ее нет. Поэтому в последнее время мы больше склоняемся к более узкому пониманию, к тому, что социальная практика – бескорыстная помощь тем людям, которые в ней нуждаются. Важно еще и то, чтобы они были готовы помощь принять. Ведь, например, есть такие пенсионеры, у которых физические возможности ограниченны, но к помощи они относятся или с опаской, или вообще агрессивно. А должны быть довольны обе стороны.
Второй важный момент – проведение социальной практики означает готовность педагога работать с чувствами и переживаниями детей.
Старшеклассники нуждаются в том, чтобы свой социальный опыт и переживания сравнить с опытом и переживаниями других. Убедиться, что у сверстников в этой ситуации тоже есть сильные чувства. Это особенно важно потому, что ребята одновременно и тянутся к переживанию подобных чувств, и страшатся их.
Через переживание и обсуждение чувств, ершистых, неоднозначных, приходят осознание и зрелость. Нужно помочь ребенку угадать (а иногда прямо показать): вот то, что он умеет и чем может быть полезным тем, кто нуждается в помощи.
– Социальная практика в школе не является пока ни особенно распространенной, ни обязательной. Что побуждает учителей взять на себя руководство ею?
– Мы столкнулись с тремя причинами: личная драма, принятие ценности личностной зрелости ученика или стремление избежать однообразия в работе. Третья – самая распространенная.

Мы беседуем с Галиной ЗАЙЦЕВОЙ, генеральным директором фонда реабилитации и поддержки “Мир семьи”, Москва.
– Что главное в работе социально активной школы?
– Думать о причинах и следствиях в своей профессиональной деятельности! К сожалению, многим педагогам непонятно, чем цель отличается от задачи, тем более от механизма реализации. Бывает, даже заполнение заявки на конкурс заставляет авторов пересмотреть и заново осмыслить свою работу, соотнеся ее с предложенными критериями.
Когда прояснены цели программы, тогда более понятна и действительная значимость разных текущих дел. Школа начинает отслеживать результаты и видит, что из предпринятого приводит к задуманному, что нет, а что дает отрицательный результат. В социальной работе школы должен быть стержень!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru