Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНЫЙ ПЬЕДЕСТАЛ 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

Золотоискатели,

или Обратная сторона школьной медали

Нужно ли раз и навсегда отменить школьную золотую медаль? Если нет – то как встроить эту престижную награду в систему единого государственного экзамена (ЕГЭ)? Эта тема обсуждается последние полгода – от выступлений представителей высшего образования на VII съезде Российского союза ректоров до парламентских слушаний, посвященных итогам ЕГЭ за 2002 год, где свои аргументы против золотой медали высказывали руководители регионального образования.

Золотой дождь

Новый этап в истории золотой медали наступил в 1995 году: в это время, впервые за несколько десятилетий, на российские школы хлынул золотой дождь. Менее всего его ожидали руководители образования. “Этот взрыв для нас неожиданность, – прокомментировали тогда в Министерстве образования. – Но мы бы остереглись говорить об абсолютном повышении уровня знаний учащихся. Это вообще трудно определить”.
Неожиданная волна пылкой любви к учебе, захлестнувшая Россию, привела к тому, что в выпускных классах нестоличных школ (чаще всего это были школы с углубленным изучением предмета) с 1995 года ежегодно оказывалось по три-четыре золотых медалиста. Некоторые московские школы насчитывали в каждом выпуске по восемь медалистов.
Учителя нашли объяснение феномену. В начале 90-х было создано множество школ с углубленным преподаванием предмета. Как только первые гимназисты и лицеисты стали сдавать выпускные экзамены, по всей стране – от Калининграда до Магадана – прокатился девятый вал, состоящий из золотых и серебряных медалей. Выпускники гимназий, лицеев и спецшкол показывали блестящие результаты потому, что выпускные экзамены у них принимали по общешкольным экзаменационным материалам. А эти материалы были рассчитаны на более скромный уровень знаний.
«Перепроизводство» золотых медалистов имело и другие, гораздо более далеко идущие последствия. Оно сделало невыносимой работу приемных комиссий вузов. Медалистам, как известно, положена льгота – зачисление по результату первого, сданного на «отлично» экзамена. После 1995 года во всех престижных вузах стал традицией такой расклад: на 10 свободных мест претендовали около 60 золотых медалистов.
Погрузившись в «золотой» поток, руководители приемных комиссий вузов определили: только треть медалистов на вступительных экзаменах подтверждают свой высокий уровень. Такова общероссийская статистика.
Неудивительно, что в высших учебных заведениях школьную награду «За успехи в учебе» рассматривают как знак отличия местного значения. Сегодня золотая медаль вызывает доверие только в том регионе, в котором была выдана школьнику. Да и то не всегда.

В ХVIII веке первая российская гимназия последовала традициям своих французских коллег, выдав своему лучшему выпускнику золотую медаль. Настроенный на благодушный европейский лад директор гимназии и не подозревал, что основывает традицию, которой на Руси суждена долгая и странная жизнь. А между тем случилось именно так. Уже в Европе XVI века руководители школ иезуитов, дававшие детям самое престижное для своего времени образование, отмечали медалями лучших школьников. Тот же обычай был перенят на рубеже XVIII и XIX веков в школах для девочек, основанных монахиней-педагогом Магдаленой-Софией Бара и конгрегацией Святейшего Сердца Иисуса (Сакре Кер). Эти школы, дававшие девушкам превосходное образование (включая древние языки и логику), вызывали любопытство и зависть у образованных россиян пушкинской поры. Так что невинный обычай награждать медалями лучших мальчиков и девочек имел в Европе долгую историю. Но, угодив на российскую почву, благостная образовательная традиция приобрела в России окраску не менее экзотическую, чем сарафаны национальной игрушки – куклы-матрешки.

Особенности национальных традиций

В остальном высшая школьная награда – это золотой плод, падающий счастливчику в руки в результате негласного соглашения между школой, учеником и его родителями.
Еще в начале девятнадцатого века классики обронили замечание, что экзамен на чин коллежского асессора следует сдавать на Кавказе. Там что-то помогает экзаменуемому: вероятно, климат. Заметим, что климат этот остается благодатным и по сей день.
В России численность золотых медалистов на душу учащегося населения привлекательно увеличивается, если двигаться с севера на юг.
По статистике последних лет, на Сахалине получить золотую медаль может каждый 596-й школьник, в Московской области – каждый 253-й, в Саратовской – каждый 158-й, в Ростовской – каждый 55-й, в Республике Ингушетии – каждый 39-й, в Краснодарском крае – каждый 38-й, в Ставропольском крае – каждый 29-й, в Республике Кабардино-Балкария – каждый 18-й.
Кабардино-балкарский рекорд по числу золотых медалей на душу населения побить в России не удастся, по всей видимости, никогда и никому. На все вопросы Министерства образования кабардинцы отвечали, чтобы им не мешали блюсти национальные традиции.

По одной в руки!

Но не только национальные традиции увеличили число золотых медалистов. С каждым годом в стране становится все больше школьников, которые медаль «За успехи в учебе» (точнее, сопровождающие ее документы) купили сами.
Откуда берутся «свободные» золотые медали, которые можно продать и купить? Дело в том, что медаль доходит до своего владельца долгим путем. И на этом пути есть немало закоулков.
Гознак начинает собирать заявки на золотые медали ровно задолго до того, как потенциальный медалист закончит школу. Как правило, перечень счастливчиков, которые получат золотую медаль в будущем году, определяется школой и руно ровно за год. Год ведомственной переписки необходим, чтобы вовремя (на выпускном вечере) выдать школьнику его «серебро» или «золото». Бюрократическими проволочками объясняется и тот факт, что «непотенциальный» медалист заслуженной золотой медали не получит никогда и ни при каких обстоятельствах, как бы блестяще он ни сдал экзамены. Ему просто скажут: «Нет, Вася, ты медали недостоин».
А ведь система проста: нет заранее оформленного документа на медаль – не будет и медалиста.
Только в последние годы, чтобы восстановить справедливость, «внеочередным» медалистам все-таки стали выдавать их заслуженные награды. Иногда их заказывают вдогонку и выдают их, увы, полгода или год спустя…
Проследим дальше путь золотой медали. С Гознака нужное количество школьных наград отправляют по всей России фельдъегерской связью с приложением накладных. Заказ попадает сначала в региональный орган управления образованием, где все накладные записываются в книгу учета бланков аттестатов, золотых и серебряных медалей и похвальных листов, с указанием номера и серии поступивших документов, а затем аттестаты и медали распределяются по школам. В школе только что прибывшие аттестаты записываются в такой же школьный кондуит.
Медали получаются по накладной и кладутся в школьный сейф.

Украсть аттестат!

Кражи школьных золотых медалей – случай редкий. Несмотря на огромный престиж в российском обществе, этот желанный предмет, по сути дела, не более чем жестянка. До 40-х годов прошедшего столетия желанный школьный трофей покрывал слой позолоты. После Великой Отечественной войны руководители страны решили, что позолота – это слишком. В 50-е годы школьная золотая медаль стоила 40 копеек, затем – 90. В 70-е годы ее цена поднялась до рубля сорока копеек. До кризиса 1998 года школьная золотая медаль оценивалась на Монетном дворе приблизительно в 60 рублей. Она представляет собой кругляшок из томпака (монетной бронзы). Серебряная медаль “За успехи в учебе” делается из посеребренного нейзильбера (сплав мельхиора) и прозаически напоминает о столовых ложках. Как сообщили мне в Московском обществе фалеристов, повышенным вниманием коллекционеров золотые и серебряные медали «За успехи в учебе» не пользуются.
А вот за «золотыми» аттестатами идет охота…
Сама по себе медаль привилегий не дает. Зато некоторые возможности можно извлечь из сопровождающего ее аттестата. Каждую золотую или серебряную медаль должен сопровождать особый «золотой» или «серебряный» атттестат. Внутри этих аттестатов еще на Гознаке пишется особыми буквами, что школьник (имярек) получил золотую (серебряную) медаль.
Произвольно заказывать аттестаты нельзя: их число должно соотноситься с медалями приблизительно как 1:2. Если на Монетном дворе представителями образования российской территории заказывается тысяча золотых медалей, то к ней на Гознаке прибавляется заказ на полторы тысячи специальных, тисненных золотом аттестатов. Заказывать пятьсот лишних аттестатов только для золотых медалистов обходится в немалые деньги. Но территории на это идут. Школьные аттестаты, которые по сей день заполняются только вручную, легко испортить. Поступивший из региона заказ в тысячу золотых и три тысячи серебряных медалей (сам по себе он ненаказуем, потому что считается, что местные власти заказывают медалей на год-два вперед) дает возможность легально заказать на Гознаке огромное количество лишних аттестатов самых престижных форм – для золотых и серебряных медалистов.
Нередко случается, что именно эти аттестаты становятся предметом купли, продажи и кражи.
Органами внутренних дел по всей России возбуждено немало дел по факту кражи из руно или школ бланков школьных аттестатов. Одна из самых феерических краж этого рода была обнаружена в апреле 1998 года в Московской области, когда злоумышленники увели четыре тысячи сто три аттестата для девятиклассников и семьсот аттестатов для выпускников школ!
Зачем красть аттестаты? Затем, что именно «золотой» аттестат, а вовсе не медаль предъявляется абитуриентом в приемной комиссии в доказательство своего права сдавать экзамены на льготных основаниях.
Ни одного дела о предъявлении в приемных комиссиях вузов фальшивых «золотых» аттестатов органами МВД заведено не было. Предъявителей липовых школьных аттестатов (большинство из которых имеют номера, числящиеся за школьными аттестатами, направленными в конце 90-х в Чеченскую Республику) сотрудники приемных комиссий вычисляют по внешнему виду. И, как правило, заворачивают.
Подозрительную ситуацию регулируют сами вузы. И не ловлей “фальшивомонетчиков” в приемных комиссиях, а ужесточением вступительных экзаменов.

До 1917 года золотая медаль не была в России общенациональной: выпускники гимназий получали эту почетную награду, если таково было решение совета гимназии. До 1835 года это решение утверждалось местным университетом, а с 1835-го – учебным округом. В некоторых трудных случаях присуждение золотой медали было делом политическим: когда директор гимназии Ф.Керенский (отец будущего главы российского Временного правительства) отдал распоряжение выдать золотую медаль выпускнику В.Ульянову (брату известного террориста), это событие вызвало пересуды. Для того чтобы получить медаль, гимназисту прошлых лет надо было иметь оценки «отлично» по латинскому и древнегреческому языкам и математике, средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам и правильное поведение. В СССР решение награждать школьников золотой медалью было утверждено постановлением СНК в 1945 году. В 1968 году были отменены серебряные медали и введены грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов». По итогам 1985/86 учебного года школьникам вновь стали присуждать серебряные медали.

Горе медалисту

На парламентских слушаниях, посвященных результатам ЕГЭ 2002 года, руководитель образования Оренбургской области Исаак Калина (ныне заместитель генерального директора издательства «Просвещение») в своем выступлении подчеркнул: блестящие баллы на ЕГЭ продемонстрировали победители предметных школьных олимпиад, а вовсе не кандидаты на золотую медаль. «На вступительных экзаменах в наш университет только 31 процент золотых медалистов подтверждают свои знания», – согласился с ним ректор Новгородского университета им. Ярослава Мудрого Анатолий Гавриков.
У руководителей образования из разных регионов России нет сомнений: золотая медаль больше говорит о весе родительского кошелька и о предприимчивости ученика, чем о его знаниях.
Поэтому они разрабатывают другие льготы для поступления в вузы. С 2004 года в России будет запущена система школьных предметных олимпиад. Их победители получат право поступления в вузы без конкурса.
Жестко высказался на съезде Российского союза ректоров ректор МГУ Виктор Садовничий. Он настаивает на праве Московского государственного университета проводить вступительные экзамены, корректирующие результаты ЕГЭ (а заодно отсеивающие липовых золотых медалистов).
Уже известно, что МГУ станет первым в обсуждаемом ныне списке ведущих вузов страны. Эти высшие учебные заведения (ориентировочно числом пятнадцать) смогут устанавливать дополнительные вступительные испытания по своему вкусу.

Куплю медаль, повешу на стену!

Не так сурово относится к школьному «золоту» министр образования Владимир Филиппов.
«Золотая медаль останется, – заверил министр на одной из пресс-конференций. – Она не должна играть роли на ЕГЭ. Но при прочих равных условиях наличие золотой медали должно перевешивать при зачислении в вузы. Нужно такую систему разрабатывать. Например, в Российском государственном университете дружбы народов, ректором которого я был, на восемь мест по лингвистике ежегодно претендовали 65 золотых медалистов. Приходилось располагать медалистов в порядковом рейтинге. Понятно, что будет с медалистом, если на ЕГЭ он не подтвердил свои знания. А как распределить позиции этого рейтинга, если у соискателей результат ЕГЭ – от 85 до 95 баллов? Вот над определением критериев этого отбора и будут в будущем работать приемные комиссии».
«Дело в нестыковке шкал. Когда мы придем к другой шкале оценок, тогда и статус медалиста станет иным», – оптимистично высказался ректор Новгородского университета Анатолий Гавриков.
Иными словами: когда введение ЕГЭ лишит золотую медаль ее поступательной силы, образовательные чиновники наконец перестанут раздавать школьное «золото» направо и налево. И тогда, быть может, присуждать медаль станут и впрямь за успехи в учебе.
Даже если эксперимент с ЕГЭ покажется правительству неудачным, через несколько лет демографический спад приведет к тому, что двери большинства российских вузов будут открыты для всех желающих. Положенные для медалистов льготы при зачислении больше не понадобятся. Куда же деть золотые медали, позволяющие стольким людям чувствовать себя при деле (да еще и зарабатывать деньги)?
«Почему бы нам не сделать золотую медаль настенной – как грамоту?» – недавно предложил Владимир Филиппов.
Все-таки министру образования жаль расставаться со старой подругой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru