Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

НАУЧНЫЙ ФАКТ 
ИСТОРИЯ ВОПРОСА 

А.ВОЛКОВ

Биотерроризм

Атака уже началась?

Четыре года назад в интервью журналу «Newsweek» Усама бен Ладен сказал следующее: «Если нам удастся заполучить ядерное, химическое или биологическое оружие, мы не будем считать это преступлением. Наша священная земля оккупирована израильскими и американскими войсками. Мы имеем полное право защищать себя и бороться за освобождение нашей земли всеми средствами». Подобные высказывания звучали не раз. Попробуем оценить, насколько велика может быть опасность.
Еще в марте 1999 года власти Египта помешали местной группировке «Исламский джихад», тесно связанной с бен Ладеном, получить партию возбудителей сибирской язвы. Некая фирма из Восточной Азии предлагала поставку всего за 3695 долларов (включая плату за доставку). Факты убеждают, что террористы могут обладать биологическим оружием.

  • В 1980-е годы на конспиративной квартире террористов из немецкой RAF (“Фракции Красной армии”) была найдена секретная лаборатория, где разводили Clostridium botulinum – бактерии – возбудители ботулизма. С их помощью добывают самое ядовитое из известных нам веществ: botulinustoxin. Оно в 15000 раз опаснее самого ядовитого из боевых химических веществ (VХ) и в 100000 раз ядовитее зарина.

  • В 1984 году на северо-западе американского штата Орегон члены некой секты “Rajineeshi” тайно заражали сальмонеллами блюда в одном из ресторанов. Они превратили это заведение в полигон и готовились применить свое секретное оружие в канун местных выборов. В их планах было отравить как можно больше избирателей, чтобы в интересах секты сорвать выборы.

  • В 1993 году некий американский экстремист был задержан при попытке нелегально провезти из Аляски в Канаду 130 граммов рицина. Этот токсин получают из семян клещевины; он считается боевым биологическим оружием.

  • 5 мая 1995 года штаммы Yersina pestis – чумных бактерий – нашли у Ларри Харриса, экстремиста из группировки “Арийские нации”.

  • Наконец, члены японской секты “Аум Синрике” не только распыляли в токийском метро зарин, но и, что менее известно, пытались распространять споры сибирской язвы и ботулиновые бактерии. Однако случаев заболеваний не было или же их не распознали.

Впрочем, по мнению экспертов, террористы могут и не прибегать к самым опасным видам биологического оружия. Чтобы посеять страх и панику и вызвать эпидемию, они могли бы, например, заражать воду и продукты питания сальмонеллами, возбудителями дизентерии, тифа и паратифа или холерными вибрионами.
К счастью, технология получения опасных бактерий очень сложна и требует блестящей подготовки. Та же секта “Аум Синрике” годами вела опыты с возбудителями сибирской язвы, ботулизма, холеры и ку-лихорадки. Члены секты под видом научной делегации ездили даже в Заир, чтобы раздобыть вирусы эболы “для исследовательских целей”. Напрасно! Все попытки использовать микробов как оружие кончились неудачей. Наконец выбор был сделан в пользу отравляющего газа. А ведь на службе у главаря секты состояли почти три сотни ученых; порой секта располагала капиталом свыше полутора миллиардов долларов.
До октября 2001 года не было фактов, доказывающих, что террористы готовы к применению биологического оружия. Они использовали то, что дешево и доступно, – взрывчатку, тем более что ее действие предсказуемо, а последствия эпидемии нельзя просчитать. Очень велика опасность самим заразиться при разведении спор сибирской язвы. Для работы с ними нужно сложное оборудование.
Кроме того, рассылать споры по почте – все равно что стрелять из пушки по воробьям. Так вызывают не эпидемию, а панику.
Более опасно распыление бактериальной пыли. Однако и здесь есть свои тонкости. Умереть от сибирской язвы можно лишь в том случае, если, во-первых, в легкие попадет сразу несколько тысяч спор, а во-вторых, они будут размером от 0,001 до 0,005 миллиметра. Крупные споры застрянут в бронхах или зацепятся за волоски в полости носа. Мелкие споры человек тут же выдохнет, и они не причинят никакого вреда. До сих пор, насколько это может быть известно, лишь в двух странах мира – в США и СССР – научились изготавливать аэрозоли сибирской язвы нужного качества.
Оценивая в канун 2001 года опасности, грозящие стране, американские эксперты отмечали, что без поддержки другого государства ни одна группа террористов не может провести успешную биологическую или химическую атаку против США. Однако, если такое случится, это обернется катастрофой.
В принципе если распылить сто килограммов бактерий сибирской язвы, можно уничтожить население миллионного города. Смертоносная пыль убивает лишь людей. Вся инфраструктура – улицы, дома, заводы и фабрики – остается целой и невредимой вплоть до прихода победителей, если те, конечно, сумеют дезинфицировать город, доставшийся им.
Тем важнее предупредить беду. Ежегодно Россия может выпускать до двух миллионов ампул вакцины против сибирской язвы. В США незадолго до “почтовой атаки” (осень 2001 года) выпуск вакцины был прекращен из-за ее низкого качества. Так, в 1991 году, во время войны с Ираком, американским солдатам делали прививки против сибирской язвы, и многие ветераны до сих пор ощущают болезненные последствия. Разумеется, после событий 2001 года в США начались испытания новой вакцины. Однако уже сейчас ясно, что всех желающих защитить не удастся.
Кроме того, в США разрабатывают лазерный прибор, который на расстоянии до полусотни километров заметит вредные биологические или химические вещества по степени поглощения ими света. В Германии уже появился переносной детектор, а в Австралии создается подобный аппарат. Оба распознают вредных микробов благодаря антителам, использованным в схеме. Если те начнут связывать антигены, сработает электрический сигнал.
Однако тайная гонка вооружений продолжается, и новые открытия влекут за собой новое безумие:

  • В 1986 году удалось пересадить смертоносный фактор возбудителя сибирской язвы безобидной кишечной бактерии Esherichia coli, и та стала смертельно опасна.

  • В возбудитель туляремии внедрили ген, отвечающий за выработку так называемого “гормона счастья” – эндорфина. Диагностика болезни затруднилась: ведь у больных пропали типичные симптомы заражения и изменилось поведение.

  • В 1997 году, внедрив чужие гены, получили бактерию сибирской язвы с иной поверхностной структурой. Теперь нельзя было ни обнаружить вирус-убийцу, ни вакцинировать от него.

  • В различных лабораториях в качестве генов-маркеров используют фрагменты, отвечающие за устойчивость к антибиотикам. Ими можно легко оснастить смертоносные бактерии.

Впрочем, названные технологии сравнительно безобидны, раз сообщения о них появились в специальных научных журналах. Можно предполагать, что ведутся и более страшные опыты, например, по “скрещиванию” вирусов оспы и эболы.

  • На страницах опубликованной несколько лет назад книги “Germs: Biological Weapons and America’s Secret War” журналисты Юдит Миллер, Стивен Энджелберг и Уильям Брод сообщают, что только в период с 1980 по 1986 годы Пентагон финансировал 51 проект по разработке новых возбудителей заболеваний и 23 проекта, в которых исследовались способы, позволяющие перехитрить действующие вакцины. Ежегодно на подобные исследования выделялось до 91 миллиона долларов.

Австралийский ученый Иан Рэмшоу решил усовершенствовать вирус, который убивает возбудителей мышиной оспы, а получил вирус-убийцу, вызывающий массовую гибель мышей. Чем не урок для террористов? Оказывается, безобидный вирус можно превратить в смертельно опасную инфекцию! Еще до вспышки эпидемии атипичной пневмонии наблюдатели предупреждали, что результатом необдуманных экспериментов может стать появление смертельно опасных возбудителей гриппа, кори, кишечных инфекций... Разве пневмония не из этого ряда?
Впрочем, до появления вируса, сочетающего летальность эболы с заразностью оспы, еще далеко. По мнению ряда ученых, такие химеры почти нежизнеспособны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru