Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Свобода взрослого человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. А свобода подростка – там, где считают нужным его родители?

Сергей КАМЕНСКИЙ

Как подменили! Такой хороший был...

Почему «перерождаются» именно послушные дети?

«Не понимаю, что с ним... Такой хороший, такой послушный был, а теперь сладу нет!» – классическая жалоба родителей на подростка.
При попытке ответить на вопрос, как же все это случилось и что именно произошло, всегда оказывается, что «ребенок попал в плохую компанию». Неприятное перерождение милого, послушного сыночка, идеальной, беспрекословной дочурки растерянные родители объясняют дурным влиянием уличных приятелей и бросают все силы на то, чтобы оторвать свое сокровище от сомнительного дворового окружения.
Да, компания новых приятелей подростка скорее всего нехороша. Да, оторвать от нее подростка и в самом деле нужно. Но запреты, попытки запереть его дома тут не помогут. Будет только хуже. Потому что он, и без того ершистый и невыносимый, взбунтуется окончательно. С мало предсказуемыми последствиями.
Стремление подростка контактировать со сверстниками необходимо и естественно. В психологии это называется реакцией группирования. Педагог-психолог Нина Иовчук предупреждает: «Многочасовые гулянья, бесконечные беседы с друзьями и подругами – все то, что взрослые склонны расценивать как бессмысленную болтовню или пустое времяпрепровождение, совершенно необходимо подростку для развития и становления его личности. Подросток тянется ко всему новому, он хочет быть независимым, а видимость независимости легче обретается в группе сверстников. Здесь подростка понимают, здесь с ним говорят на интересные для него темы, а дома лишь поучают да ноют по поводу того, как он изменился и отдалился».
Хочется не согласиться с Ниной Иовчук только в одном. Когда она пишет, что в группе сверстников подросток находит иллюзию, «видимость» независимости, она не права. Нет, не только видимость, но и реальный опыт, причем нередко самый первый в жизни. К сожалению, опыт независимости и самостоятельности обрести в семье и школе подростку не удается. Увы, там этим премудростям не учат и проявить свободные творческие силы не дают. Предпочитают беспрекословное послушание.
Но ведь недаром жалоба звучит именно так: был хороший, послушный, стал плохой – грубый, ленивый, нерадивый... Почему «перерождаются» именно послушные дети? И почему именно они изменяются в худшую сторону, а не компания в лучшую? Если уж он был такой хороший, отчего не стал примером, образцом для подражания, кумиром для своих новых приятелей?
На самом деле ребенок не изменился. Как был послушный, так и остался. Только слушается теперь не родителей, а уличного вожака. Ему он смотрит в рот, для него он хороший. У ребенка новый кумир. Воле нового авторитета он подчиняется беспрекословно. Как прежде подчинялся воле родителей.
Чтобы целенаправленно, сознательно искать круг единомышленников с интересными увлечениями и высокими устремлениями, а не пассивно, послушно подчиняться авторитетам и нравам случайной компании, нужен опыт самостоятельности, сознательности, уверенности в себе. Пресловутая послушность такого опыта не дает. Напротив, закрепляет привычку зависеть от чужого контроля.
От родителей потребуется поистине героическая ювелирная работа, чтобы отдалить своего неслуха от сомнительных приятелей и своими руками найти ему новых, достойных. Но кто же виноват, что он сам таких не искал? Да все те же, кто не воспитывал в нем уверенность в своих силах и независимость.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru