Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2003

Только в номере


 

Пятьдесят восемь лет назад наша страна вернулась с войны. Она возвращалась в теплушках, на подводах, пешком, шаг за шагом приближаясь к самой себе, к своему дому. Но это был уже другой дом, другая Россия, в которой вся жизнь на многие годы, а может быть, и века теперь будет разделена словами: “до войны” и “после войны”.
И один из тех, кто спас нас, живущих “после”, может быть, смотрел вдаль из теплушки, мечтая о том, какой станет жизнь через пятьдесят восемь лет...
Каждый год мы отмечаем День победы, но для этого праздника не нужно красивых слов. Постараемся просто помнить этот взгляд. Чтобы в конце концов сделать нашу жизнь такой, какой ее видел тот солдат, прошедший через войну.

Марк МАЛЕР,
учитель истории
Москва

...Мир, где живет надежда, – это мир, над которым еще не рассеялся дым войны

“Историческая память”, “уроки прошлого”, “преемственность поколений” – что означают эти ключевые понятия исторического образования для современных школьников? Насколько принимают они свою сопричастность тому, что было пережито предыдущими поколениями, близкими и далекими? В каких ценностных категориях воспринимают они сегодняшний день и судят о днях прошедших?

Не ответив на эти вопросы хотя бы в отношении учеников своего класса, своей школы, мы, учителя, обречены выглядеть в их глазах начетчиками и моралистами, вызывать неприязнь к тому, что представляется нам значимым и непреходящим.
Можно, конечно, уйти от этих вопросов и, выбрав холодно-описательный тон повествователя, учить, но не поучать. Но, наверное, беспристрастность к прошлому сродни безучастности к настоящему. К тому, например, что в нашей стране, вынесшей неимоверные тяготы борьбы с фашистской Германией, оскверняются могилы участников Великой Отечественной войны и предпринимаются попытки реабилитации не только символики, но и идеологии нацизма. Все меньше вспоминают страдания жертв и подвиги героев войны, но открыто торгуют наградами защитников Родины – как сувенирами.
Святая скорбная тема стала восприниматься как нарочито пафосная. Или просто как одна из обязательных в курсе истории Отечества.
При этом социальный статус учителя, носителя знаний, чрезвычайно низок. А авторитет школы как образовательного учреждения весьма незначителен.
А ведь именно в школе, а не в семье, где возможное непонимание представителей поколений сглажено родством, и не на улице, где общение кратковременно и случайно, – именно в школе это особенно остро ощутимое непонимание создает устойчивую среду солидарного противостояния учителей и учеников. И сколько мудрости, сколько такта надо проявить, чтобы противостояние сократилось до разумной дистанции, открывающей путь доверию.
Кому, как не учителю истории, несущему в представлении ученика известную долю ответственности за непрерываемую связь времен, скреплять преемственность поколений, пробуждать историческую память уроками прошлого? И одной из важнейших здесь будет тема войны.
Человек на войне… Человек, вырванный из дома, из привычного порядка вещей, из размеренного ритма жизни с ее обыденностью и суетой, с ее чередованием радостей и горестей – из жизни, в которой есть смысл и есть свои сроки учиться, работать, любить, создавать семью, воспитывать детей, обихаживать стариков, обустраивать дом, обустраивать мир. И защищать мир, чтобы был дом, была семья, были дети и чтобы они тоже учились, работали, влюблялись и создавали свою семью…
О чем думает человек на войне? О том, что когда кончится война и наступит мир, он вернется домой, чтобы обустраивать дом, чтобы обустраивать мир.
О чем думает человек, когда нет войны? О мире? Нет. Если бы он думал о мире, если бы все думали о мире, то не было бы войны. Но когда есть мир, когда есть дом, когда есть семья, мир кажется таким естественным всему существу человека... Но разве человек не разумен, разве он не знает, что в истории человечества не было ни одного года без войны?
Война была всегда, во все времена. Большая война сменялась малой войной, а малая – большой. И если это была не твоя война и дом твой остался цел, то это была война у твоего соседа, и дом его был разрушен, и семья его была убита, и сам он пропал на войне. И уже некому было учиться, работать, любить, некому было воспитывать детей, обустраивать дом, обустраивать мир. Значит, мира не бывает без войны, а войны не бывает без мира? Человек не помнит об этом и он думает о мире только когда он на войне...
Какими бы поверхностными и абстрактными ни казались такие рассуждения, как бы ни безотносительны они были к конкретным событиям, где нет человека вообще, а есть национальные, классовые, корпоративные, партийные интересы, есть агрессия, есть нажива, есть политические амбиции, злые умыслы и фанатизм, на мой взгляд, об этом стоит говорить с учениками. Стоит попробовать отыскать с ними природу войны, пружину стихии разрушения, степень вины и меру ответственности тех, кто приказывал убивать и грабить, и тех, кто исполнял эти приказы. Это возможно, если озадачить ребят не численностью войск, их вооружением, стратегическими планами, боевыми действиями – вся фактография войны прописана в учебниках, здесь не о чем рассуждать, это надо знать, – а психологией войны, ее нематериальной составляющей. Образ врага, чувство сплоченности общей бедой, массовый героизм, ненависть и страх, жажда мести, предательство и отчаяние. Звуки войны: гул канонады, свист пуль, щелканье затвора, стон раненого, письмо из дома, прочитанное вслух, матерщина, чужая лающая речь, тишина перед боем, скрежет гусениц танка, вой сирен… Запахи войны: запах гари, сырой земли, дымки походной кухни, запах карболки, запах смерти… Цвета войны: цвет стали, цвет запекшейся крови, цвет потертой шинели, цвет ночного неба, пересеченного лучами прожекторов, цвет дороги, истоптанной тысячами сапог, цвет огня и цвет его отблесков на лицах солдат.
Чем еще живет человек на войне – тот, который попал в объектив фронтового корреспондента и теперь смотрит на класс с фотографии, прикрепленной к доске? Что бы мог он рассказать нам о войне? Что бы мы могли рассказать ему о мире, который так и не наступил, потому что потом были другие войны – война в Корее, война во Вьетнаме, война в Афганистане, война в Чечне, где тот же цвет у запекшейся крови, и те же запах смерти, ненависть, страх, враг, и где человек ничего не знает о доме, потому что он родился на войне.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru