Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

IШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Новые книги

Г.Е .КРЕЙДЛИН.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА.
Язык тела и естественный язык.
Москва. Новое литературное обозрение, 2002

Всматриваться – это не только, пристально смотря, пытаться различить детали, но и пытаться понять людей. Знание людей, понимание их мыслей, слов, действий и поступков, общение с другими людьми являются основными условиями существования человека в обществе. Общение же предполагает правильные оформления, передачу и интерпретацию сообщений в коммуникативном пространстве.
Кинетические стороны поведения людей – их жесты и позы, как люди стоят или сидят, как располагаются по отношению друг к другу, как обмениваются взглядами – играют решающую роль в устной коммуникации. В центре книги Г.Е.Крейдлина – человек и особенности его невербального поведения.
Рассказывая об истории создания книги, автор вспоминает о том, как на Первой летней лингвистической школе (в июле 1992 года в городе Дубне), где слушателями были ученики ряда московских и дубненских школ, он организовал семинар для младших, 9–12-летних, школьников по изучению языка жестов. Эта тематика оказалась интересной не только младшим, но и старшим школьникам, и все вместе стали составлять толковый словарь языка русских жестов. В ходе совместной и индивидуальной работы над словарем выяснились две важные вещи. Во-первых, такой словарь должен включать в себя не только собственно жесты, то есть знаковые движения рук, ног, головы, но также выражения лица, позы, движения корпуса. Во-вторых, словарь должен представить в удобной для пользователя форме особенности и механизмы взаимодействия невербальных и вербальных единиц. Так складываются основы науки, предметом которой является невербальное поведение и взаимодействие людей – невербальная семиотика.
Глава «Кинесика» посвящена языку жестов. Подразделив жесты на три основных класса: эмблемы, иллюстраторы и регуляторы, – автор особо отмечает, что для детей иллюстративные жесты не менее важны, чем слова, и, по сути дела, образуют особый «социально закрепленный язык детей».
Среди знаковых форм кинетического поведения автор выделяет собственно жесты, выражения лица (мимику), позы, телодвижения и манеры, причем манеры – это комплексные динамические знаковые формы, знание которых приобретается как в опыте общественной жизни, так и в специальном обучении, вызванном необходимостью для человека соблюдать определенные социальные и моральные нормы.
Всякая речь предполагает получение ответа не только на вопрос «что сказано?», но и на вопрос «как сказано?». В главе, посвященной голосу и тону в речи, языке и культуре, рассматриваются группы признаков и свойств голосов, фиксирующие физические свойства звучащего голоса (высоту, громкость и силу, тембр и четкость звучания, скорость говорения, модуляции и т.п.), а также актуальные физические и психические состояния говорящего и выражающие отношения между говорящим и слушающим. Автор особо останавливается на устной массовой коммуникации: голос власти и голос народа, голос учителя и голос класса – голос и отголоски, тоны и обертоны, мелодика и интонация, паузы и ритм – все это важнейшие факторы, организующие не только индивидуальную бытовую речь, но и устную социальную коммуникацию.
Улыбка, пишет автор, это не один жест, а класс семантически разнородных жестов. «Русские улыбки, вообще говоря, отличны от китайских, польских или французских улыбок и по функциям, и по формальному строению, и по ситуациям использования». Автор отмечает, что улыбка как таковая является исключительно важным социальным и культурным феноменом, причем роль этого жеста постоянно растет. По наблюдениям автора, русские улыбки имеют значительно более высокую функциональную значимость и частоту, несут большую социально-информативную и этикетную нагрузку, чем, например, американские или японские улыбки. Так, одна из основных функций и задач американской улыбки состоит в налаживании и поддержании нормальной коммуникации, японской улыбки – охранная, «сберегающая» чувства другого, а русские улыбки – это улыбки-состояния
и улыбки-отношения. Автор собрал около 160 прилагательных, обозначающих актуальное эмоциональное состояние человека и выражающих либо сочетание двух и более чувств, испытываемых человеком, либо смену одного чувства другим и сопровождающихся русскими улыбками.
«Когда глаза говорят одно, а язык – другое, опытный человек больше полагается на глаза», – сказал Ральф Эмерсон. Взгляд сопряжен с чувствами и мыслями человека, с его желаниями и устремлениями, он выражает состояние человека. Глаза представляют собой настолько важный в психологическом, социальном, религиозном и многих других отношениях орган, что каждая культура и каждый народ вырабатывают типовые модели глазного поведения. С помощью стереотипных моделей глазного поведения можно передать тысячи молчаливых сообщений, глазами смыслы можно подчеркивать, как вспышкой. В главе, посвященной языку глаз в коммуникации людей, Г.Крейдлин отмечает, что очень важно видеть не только различия в глазном поведении, но и аномалии глазного поведения – отсутствующие (депрессивные), блуждающие, драматические взгляды, чрезмерное мигание – все это симптомы серьезных физических и психических нарушений.
Среди культурно-специфических правил выбора коммуникативного пространства можно выделить правила выбора места и расстояния, правила пространственного взаимного положения и ориентации тел во время общения. Автор приводит классификацию межличностных расстояний в пространстве диалога и особо выделяет три типа дистанций: социальную, личную и интимную. Социальная дистанция (социальное расстояние) – 2,2–3,7 м – разделяет людей, она обычно соблюдается во время формальных деловых свиданий, при весьма формальных приветствиях «на расстоянии». Личная дистанция – 0,45–1,2 м – это защитная область одного человека от другого, личная дистанция является, таким образом, еще и межличностной. А интимная дистанция – 0–1,2 – м определяет высокую коммуникативную значимость и часто даже решающую роль в общении.
Очень важно то, что социальная, личная и интимная дистанции отличаются, причем очень значительно, в разных культурах – меняются не только размеры дистанций, но и их качественные характеристики.
Но описывая все эти в сущности физические расстояния, автор предлагает отмечать также расстояния психологические, которые тоже формируют личное пространство человека. Каждый человек осознанно или неосознанно организует, обустраивает, поддерживает и защищает свое физическое и психологическое пространство, стремится сохранить дистанцию. Когда между физическим и психологическим расстояниями между собеседниками (например, учителем и учеником) возникают несоответствия, то восстановление контакта значительно облегчается, если учитель владеет правилами пространственного поведения.
Книгу Григория Крейдлина можно использовать как основу для ряда учебных университетских и школьных курсов, в качестве пособия для дополнительного чтения по самым общим дисциплинам – например, таким, как «Культурология», «Риторика», «Психология» и многим другим. Она полезна всякому человеку, который хотел бы за счет большего понимания невербального языка и повышения уровня языковой компетенции увеличить эффективность своего общения с другими людьми.

По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru
Обзор подготовил
Владимир СЕВРЮГИН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



3

Рейтинг@Mail.ru