Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН 
 

ЕГЭ по литературе. Это неизбежность и веление времени – уверяют нас со всех сторон. Отказ словесников от присоединения к предлагаемой форме неизбежно повлечет за собой перевод литературы в разряд необязательных, факультативных предметов. И если мы хотим сохранить ее в базовом учебном плане, то должны смириться с недостатками существующей версии, якобы присущими любому объективному тесту. Так ли это? Сегодня мы пригласили к разговору горячего сторонника тестирования (Александр Кобринский, профессор филологии), отмечающего, впрочем, существенные недостатки демоверсии, и яростного противника идеи – школьного учителя, ежедневно работающего с детьми (Мария Старостенкова). Но в этом довольно типичном противостоянии звучат и другие голоса. Авторы программы и комплекта учебников психологи Зинаида Новлянская и Галина Кудина, рассматривая литературу как предмет эстетического цикла, как способ развития творческих способностей детей, не считают единый экзамен неприемлемым в принципе. Напротив, они видят в нем и некоторые достоинства, если взять за основу иные принципы: проверять не память, а читательскую квалификацию выпускника. Их проекты, пока непроверенные, едва намеченные, так же, как и конструктивные предложения педагога Елены Романичевой, одного из создателей нового комплекта учебников по литературе, позволяют отделить неизбежное от вполне поправимого. ЕГЭ из кошмара может превратиться в спасение, если всерьез взяться за доработку идеи с привлечением талантливых практиков и теоретиков. Может, пока нет идеальной версии, стоит допустить существование параллельных вариантов, созданных разными авторскими коллективами? Ведь разрешаем мы сегодня выпускнику выбирать между изложением и сочинением на экзамене?
Очевидно, что вопросов больше, чем ответов. Значит, есть из чего выбрать, есть что обсуждать.

Мария СТАРОСТЕНКОВА,
школьный учитель

Но кому нужны такие итоговые испытания?

О ЕГЭ, судя по публикациям в прессе, все уже давно переговорено и решено. Несмотря на подробные объяснения, как надо готовить и готовиться к новым экзаменам, в голову лезут какие-то нелепые вопросы. Что приобретет и что потеряет наша школа при переходе на иную систему аттестации? Что приобретут и потеряют наши дети не как абитуриенты, а как личности? Прибавит ли эта форма что-нибудь к их образованию, пониманию себя?..
Принять этот проект как единственный – значит подписаться под тем, что все 11 лет школьной жизни нужны единственно для того, чтобы потом с большим или меньшим успехом поступить в другие учебные заведения. Не слишком ли уничижительная и унизительная задача? Школьное образование – это создание и осознание человеком своего образа, выбор интересов и ценностей.
С введением ЕГЭ на первый план выйдет одна задача: соответствовать единым требованиям, единым стандартам. Но зачем, главное, кому нужны такие итоговые испытания, которые не имеют отношения к самому существенному в школьной жизни?
Что такое литература? Пожалуй, это единственный предмет, который нельзя назвать основой науки, потому что литературе нельзя научить. Как «проходить» программные произведения, написанные, в сущности, совсем не для подростков?
Авторы проекта образовательных стандартов формулируют цели предмета «литература» следующим образом: «воспитать средствами художественной литературы духовно-нравственную личность, адаптированную к условиям современной жизни, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувствующую свою принадлежность к родной культуре, с сформированным чувством справедливости, чести, совести, патриотизма, воспитанную в любви к русской литературе и культуре и уважающую культуру других народов». Но ведь подлинная художественная литература редко дает однозначные ответы. И даже въедливое «освоение системы знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, ее основных тем и проблем; изучение вершинных произведений выдающихся русских писателей и сведений об их жизни и творчестве с привлечением необходимых сведений по истории и теории литературы» (опять цитирую стандарты) вряд ли приведут нас к такому оптимистическому результату. Ни герои книг, ни тем более сами писатели не были столь совершенны и безупречны, чтобы служить примером юным душам.
На уроках литературы содержанием образования, в первую очередь, должна стать личность ребенка. Разумеется, не на пустом месте. Основой является книга, художественное произведение, но только как средство для реализации цели. И задачей учителя литературы в этом случае будет помощь в освоении действительного содержания литературного образования:
– осмысление самого себя, своего внутреннего «я» и связи внутреннего мира с внешним;
– развитие способности понимать и чувствовать других людей;
– самоопределение по отношению к различным проблемам, поиск своей точки зрения, своей позиции, обоснованной и доказанной; способность выслушать иное мнение и признать его право на существование;
– развитие умения читать: не только «получать наслаждение от чтения», как говорил Белинский, но и понимать, что стоит за словами, событиями, анализировать смысл происходящего, думать над книгой, ставить перед собой вопросы и, возвращаясь к тексту, искать на них ответы.
Русская литература сложна и не всегда понятна даже для специалистов, не существует исчерпывающих ответов на все вопросы. Как же можно вместить ее в тесты, в игру-угадайку, где на кону даже не миллион, а будущее ребенка? Оказывается, можно. Лет 5 назад мы посмеивались над вопросами университетской олимпиады («как звали лошадь Вронского?») – теперь в вопросах ЕГЭ дети должны знать, сколько весил этот самый Вронский. Это принципиально для понимания Толстого?! Тем не менее учитель должен обращать внимание учеников именно на эти детали, потому что они могут попасть в тесты. А «вечные» проблемы русской литературы – это так, если останется время.
Может быть, проверять тесты проще. Может быть, с помощью ЕГЭ решатся проблемы коррупции в вузах. И то вряд ли. Единственной реакцией на такой подход к литературе со стороны учеников может быть лютая ненависть и на всю оставшуюся жизнь нежелание брать в руки классику. И со стороны учителей – такое же отвращение, потому что надо или каким-то непонятным образом приспосабливаться к ситуации, учить детей датам, цифрам, деталям, или просто-напросто уходить из школы, потому что этому научить просто невозможно.
Безусловно, российский народ нигде не пропадет, учителя и ученики найдут способ выжить. Ведь появились в прошлом году в печати сочинения по всем 245 темам буквально через три дня после того, как темы были опубликованы. И здесь прорвутся умельцы. Только кому это надо?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru