Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Нескучное профессиональное

«Школьное обозрение. Бюллетень учебного книгоиздания». №1, 2003Новый номер журнала «Школьное обозрение. Бюллетень учебного книгоиздания» имеет целые две главные темы номера (они вынесены на обложку!). Это школьные библиотеки и школьный предмет химия. Попытка выделить аж две темы у каждого выпуска этого нового периодического издания (в прошлых номерах, например, соседствовали профильная школа и естествознание, стандарты и математика) – нетрадиционный, но вполне оправданный ход. В самом деле, новшества образовательной политики не дают скучать ни учителям, ни управленцам, ни библиотекарям. А СМИ порой просто не успевают не то что проанализировать, а хотя бы донести до потребителя суть новаций. Информационный голод в образовательной среде вполне естествен: очень трудно рассказать связно и системно о том, что даже на этапе разработки такой связностью не обладает. Поэтому задача, которую поставил перед собой обсуждаемый журнал – попытаться представить в каждом номере в рубрике «Госполитика» самую актуальную на сегодняшний день инициативу, привлекая для этого все задействованные в процессе модернизации стороны (министерство, региональных управленцев, учительство, издательства и т.д.), – дело не просто полезное, но практически необходимое. Тем более что сегодня все без исключения образовательные новации связаны с учебным книгоизданием. Так, рассуждая о профильной школе, нельзя обойти вопрос о том, каким быть профильному учебнику (кстати, эта тема была темой шестого номера журнала за прошлый год); говоря о новых образовательных стандартах, нельзя не затронуть вопрос о проблеме подготовки учебников по новым школьным предметам и т.д. и о переработке старых. А разговор о конкретном школьном предмете в обязательной рубрике «Вокруг предмета» не только дает полное представление о существующих подходах и учебниках в образовательной области, но и помогает конкретизировать эти сложные дебаты об образовательной политике.
На этот раз в номере пошла речь о современном состоянии школьных библиотек и проектах, которые призваны улучшить его. Оказалось, что самой больной проблемой школьных библиотекарей (разумеется, после вопиющей социальной незащищенности этой группы педагогических работников) является катастрофическая нехватка профессиональных изданий, без которых нормальный труд библиотекаря просто невозможен. Так, в обзоре «В ожидании таблиц...» Анны Полкановой в яркой и лаконичной форме рассказывается о библитечно-библиографических таблицах для детских и школьных библиотек, которые не переиздавались уже больше десяти лет. Аргументы «за» и «против» создания отдельной ассоциации школьных библиотекарей и библиотек, высказанные представителями профессионального сообщества, тоже вряд ли пройдут незамеченными. А еще, быть может, школьным библиотекарям и директорам будет интересно узнать, что в Российской библиотечной ассоциации довольно успешно действует секция школьных библиотек.
Впрочем, практика показывает, что сами библиотекари не меньше интересуются собственно предметными областями, чем специфическим, библиотечным. Это неудивительно: им приходится заниматься заказами учебной литературы по всем (!) школьным предметам, а порой просто заменять заболевших предметников на уроках. Для них и для всех учителей, по всей видимости, представляет непосредственный интерес рубрика «Новинки» (где по предметам публикуются списки учебных, воспитательных новинок, включая мультимедийные учебные новинки), «Экспертиза» (содержащая проблемные рецензии по наиболее спорным или замечательным чем-либо пособиям и учебникам по всем предметам), «Интервью» и, конечно, рубрика «Вокруг предмета».
В рубрике «Вокруг предмета», которая на этот раз посвящена химии, по традиции помещен аналитический обзор всех учебников по этому школьному предмету, снабженный схемой-таблицей, удобной для использования в библиотечной и учительской практике (там указаны не только имеющиеся, но и готовящиеся к печати издания). Если обзор учебников довольно нейтрален (наверное, уже прошли те времена, когда количество ошибок в учениках требовало многостраничных описаний), то этого нельзя сказать об обзоре современных учебных мультимедиа по химии. Этот материал, подготовленный Алексеем Журиным, содержит просто скандальную информацию: в некоторых CD по химии демонстрируются опыты с грубым нарушением правил техники безопасности! Есть на что обратить внимание учителей и родителей.
Важно отметить, что обзоры учебников снабжаются комментариями специалистов Федерального экспертного совета (на этот раз обзор прокомментирован председателем химической секции ФЭС профессором Виктором Давыдовым, который занимается экспертизой учебников, подготавливая их к грифованию в Министерстве образования. Более того, в журнале есть отдельная рубрика ФЭС, где на эксклюзивной основе публикуется аннотированный список всех прошедших экспертизу учебников и пособий (по итогам этой экспертизы они получают гриф «Допущено» или «Рекомендовано»). Надо заметить, что этот список, представляющий результаты экспертизы за два месяца, имеет не только довольно внушительный объем, но весьма содержателен: в аннотациях на издание указывается, к какой методической линии он относится и какие пособия из этого комплекта уже вышли. Таким образом, подписываясь на журнал, можно регулярно получать и постоянно пополнять, пожалуй, самый полный на сегодняшний день список допущенной и рекомендованной министерством учебной литературы, он систематизирован по предметам, а не по алфавиту. К сожалению, отечественная культура книжных каталогов в учебном книгоиздании еще недостаточно хорошо развита, и поэтому эта возможность, на мой взгляд, является особенно ценной.
Несмотря на свое довольно строгое название – «Бюллетень учебного книгоиздания», – в этом номере журнала можно прочитать несколько блестящих художественно-публицистических эссе. Гимназический учитель и автор учебника Евгения Басовская продолжает представлять серию материалов-портретов «Русский язык: типология двоечников», а Артем Ермаков в материале «Слепой слух» рассуждает на злободневную тему – почему детям скучно читать.
Уверяю, читать все это отнюдь не скучно.

Борис ЗАЛЕССКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru