Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

День учителя математики

В первом же зале, куда удалось прорваться (в другие я просто не сумела проникнуть из-за огромного количества народа – больше семисот гостей!), лектор начал свое выступление с утверждения: «В СССР математика преподавалась лучше, чем в других странах». «Пожалуй что так», – согласились слушатели. «Не верьте тем, кто говорит, что в бывшем СССР математику знали лучше, чем за рубежом», – объявил следующий оратор и в доказательство привел результаты опроса, проведенного среди людей, далеких от математики. Из каждых десяти человек девять вообще не знали, что такое квадратные уравнения (а ведь каждый проходил их в школе!), а один заявил, что помнит только какие-то страшные формулы, но какие точно...
Вот тебе раз! А как же быть с единодушным согласием учителей, обучающих ребят формулам и уравнениям и утверждающим, что лучшие учебники по предмету написаны аж в конце XIX века, потом они лишь немного (и чаще всего неудачно) модифицировались? И как в таком случае учить детей этому сложнейшему школьному предмету.
Николай Розов, доктор физико-математических наук, декан факультета педагогического образования МГУ, сформулировал мысль, которая, будучи высказана устами нематематика, прозвучала бы для всех собравшихся совершенно крамольно: только те, кто связывает свое будущее с этим предметом, должны изучать математику глубоко, на разных уровнях. Остальным достаточно уметь оперировать понятиями и цифрами на бытовом, обиходном уровне, не более.
– Человек, который едет на машине, вовсе не должен знать, как она устроена. Для него правила дорожного движения важнее. Математика – это наука, и хотя для большинства людей она неинтересна, пользуются ее плодами практически все. Недавно по телевидению показали репортаж об очередных выборах, которые были признаны легитимными, так как на избирательные участки пришли около тридцати процентов избирателей. Однако, по мнению журналиста, активность в данном регионе сильно упала по сравнению с предыдущими выборами. Тогда избирателей было в пять раз больше. Получается, в регионе проживают 150% избирателей? Вот для того чтобы люди не допускали таких непростительных для профессионала ошибок, и нужно знать математику. Я не педагог и, к сожалению, не могу определить, чему конкретно нужно учить в школе, а чему – нет. Но определить минимальное содержание учебных курсов нужно и можно. Причем ни в коем случае не при помощи ножниц: оставляя какие-то темы и полностью избавляясь от других. Выбор содержания изучения математики в системе общего образования – сложная, но решаемая проблема, – сказал Розов.

Как я ни допытывалась после лекции, откуда такая уверенность, что обязательный минимум знаний можно определить, Розов твердил одно: «Можно, поверьте, правда, я не знаю, как это сделать. Тут нужны усилия не математиков, а педагогов».
Почему человек «точной математики» уходил от ответа? «Я думаю, педагогика – это искусство. Все работают по-разному, описывают свой собственный опыт, но передать его не удается. Человек либо умеет работать с детьми, либо нет», – ответил Розов.
Похоже, Розов считает, что только тем, кто занимается педагогикой, по силам проделать сложнейшую научную работу – привести к единому знаменателю (ох, чувствую, что математики дружно заговорят о неправомерности использования термина) все многообразие педагогического искусства. Интересно, кому именно?
Учителя между тем продолжали просто делиться опытом и изучать находки друг друга.
Владимир Жохов, заслуженный учитель РФ, посетовал, что процент талантливых и способных детей не очень быстро, но понижается с их взрослением (среди двухлетних талантливы более 90%, среди шестилетних – около 60%), а с восьми до четырнадцати лет – почти нулевой уровень (потом он немного повышается). А если проанализировать успешность детей в учебе, можно заметить, что она резко падает после четвертого класса.
Как разнообразить уроки математики, используя математические диктанты и тренажеры? Ни у кого из марафонцев этот логический ход не вызвал удивления. Ну при чем здесь талант? Оказывается, по мнению докладчика, талант и математика крепко связаны. Если занятия по арифметике, алгебре и геометрии вести правильно, способности ребенка будут развиваться.
До самого закрытия, когда все учителя радостно хлопали в ладоши, я думала: ну почему я совсем ничего не помню о квадратных уравнениях? Ведь математику любила, сдавала ее на вступительных экзаменах успешно... Но квадратные уравнения... Пожалуй, стоит ими заняться, может, талант проклюнется? А вы как думаете?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru