Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2003

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

По стопам реформаторов педагогам-практикам идти все труднее

На днях в Университете РАО состоялось заседание пресс-клуба.
Тон выступлений ученых и педагогов полностью определило название мероприятия: “Тупики модернизации российского образования”.

Первым выступил ректор УРАО Борис Бим-Бад. Он сообщил, что сегодня работники образования должны рассказать широким массам о катастрофических последствиях, к которым неизбежно приведет единый экзамен. Сознавая, что шансы оппонентов ЕГЭ минимальны, Борис Михайлович тем не менее призвал своих коллег к такой разъяснительной работе.
По убеждению Бориса Михайловича, главная опасность ЕГЭ кроется в слове «единый», которое символизирует тоталитарное государство. Унификация содержания образования, а затем и форм контроля превратит школу в казарму, фабрику, конвейер. “И в этом случае вся школа подчинится подготовке к ЕГЭ, –
утверждает Борис
Михайлович. – Преподаватель, каким бы творческим он ни был, начнет натаскивать на экзамен по своему предмету. Это абсолютно неизбежно в условиях, когда экзамен является единственным показателем эффективности работы школы”.
За примерами далеко ходить не пришлось. Автор учебников, преподаватель литературы московской школы № 303 Лев Айзерман в ярких красках обрисовал все, что сегодня происходит в школе. На деньги старшеклассников (и деньги немалые) закупаются репетиционные тесты, и начинается интенсивный тренинг, не имеющий ничего общего с развитием ребенка и с его личностными запросами.
Напомним, что в интервью нашей газете специалист Министерства образования Елена Зинина высказывала опасение по поводу того, что учителя воспримут публикацию тем сочинений как сигнал к изнурительному натаскиванию, – и призывала этого не делать.
Однако, по признанию Льва Соломоновича, он и его коллеги по всей стране вынуждены это делать, чтобы не бросить в беде своих учеников и не перечеркнуть одним экзаменом годы учебы.
Выход из этой ситуации один: публиковать темы за 2 года до экзамена, и не столько для подготовки, сколько для обсуждения.
По мнению Льва Айзермана, сочинения необходимы, но их темы должны быть внятными, доступными, близкими, интересными современному школьнику, вызывающими его на размышления, на высказывание собственной точки зрения. И время написания в этом случае можно сократить до двух часов, а количество предварительно публикуемых тем – до 100.

По словам заслуженного учителя России Леонида Мильграма, «образование, не нацеленное на развитие, является зеркальным отражением происходящих в обществе процессов», и никаких реформ в условиях оптимизации бюджетных расходов проводить нельзя.
Так почему же «процесс идет», несмотря ни на что?
Член-корреспондент РАО Михаил Богуславский попытался ответить на этот вопрос с точки зрения истории педагогики. По его словам, все российские образовательные реформы, включая нынешнюю модернизацию, лишь повторяют западные «инновации» 20-, а то и 100-летней давности.
ЕГЭ, стандарты, реструктуризация сельских школ, профилизация – давно пройденный этап для большинства зарубежных государств, и Россия теперь идет по чужим стопам, следуя логике мировой глобализации и интеграции.
Как считает Михаил Викторович, «основная ошибка отечественных реформаторов заключается в признании обязательным 9-летнего, а не 11-летнего образования.
Отсюда – неизбежность концентрической системы преподавания не только истории, но и всех остальных предметов, а ЕГЭ лишь завершает экспансию высшей школы в среднюю. В результате современное отечественное образование напоминает перегруженный трамвай, в который пытаются втиснуть наряду с традиционными дисциплинами экономику, экологию, право. При этом все кричат, что трамвай не резиновый.
Подводя итоги дискуссии, ее участники отметили, что нынешние реформаторы выбрали неправильные ориентиры. Вместо того чтобы задаться вопросом: во имя чего изучается тот или иной предмет, они плутают в поисках ответа на риторический вопрос: что надо изучать?
Перепутав местами главное и второстепенное, захватив инициативу в свои руки, лишив учителей права голоса, чиновники оказались в тупике сами и теперь тянут за собой школу…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru