Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА 
 

Все более серьезны разговоры о различии способов обучения в младших, средних и старших классах. Но по-прежнему камень преткновения – подростки, которые меньше всего нуждаются в школе, во всяком случае такой, какая она есть сейчас. Пространство и время их жизни другое, не то, что было в начальных классах. Опыт построения образовательного пространства, подходящего для них, пока невелик. Однако у сторонников подростковой школы появился уже свой журнал – «На стороне подростка», где учителя всерьез, без эмоций обсуждают, чему и как учить подростков, чтобы не мешать, а содействовать их развитию. И оказывается, что об этом ином типе учения, о том, как должно происходить вхождение в подростковую школу, надо начинать думать не в последней четверти четвертого, а уже в середине учебного года второго класса...
Михаил ЭПШТЕЙН
С.-Петербург

Готова ли школа к метаморфозам?

Об особенностях подростков и о том, что из этого следует для педагогов

Размеренность будней скучна, противна и в некотором смысле противопоказана подросткам, так как именно в нестандартных ситуациях и воспитываются воля, чувство ответственности за товарища, доброта и умение прощать, умение постоять за себя и сдержать данное слово и многие другие человеческие качества. И ребята в соответствии с требованиями природы начинают искать приключений «на свою голову», как часто говорят взрослые. Наиболее педагогический выход из ситуации – помогать ребятам в поиске приключений «более-менее культурным образом»: ходить с ними в походы, ездить в дальние поездки, на сборы, совершать вместе «маленькие безумства», открывать удивительные места и вещи…
Другая характерная черта подростков – стремление жить в своем сообществе. Причем в таком сообществе, где тебя принимают, в котором есть особые правила жизни, которые хочется соблюдать, и в том числе создавать эти правила самим.
Для ребят очень важно пытаться организовывать жизнь своими руками, а не быть только организуемыми взрослыми.
Что им интересно? Музыка и танцы, театр и компьютеры, Интернет и походы, работа в мастерских и возможность заработать первые свои деньги и многое-многое другое. Но для того чтобы ребята могли попробовать все это, им нужно помочь, и в том числе с обустройством необходимой материальной среды, создание которой им пока самим не по силам.
Исследовать мир и себя в нем вместе со сверстниками – основная задача этого возраста. В связи с этим при организации учебного процесса в школе акцент должен быть сделан на предоставлении ребятам возможности выбора видов деятельности, на освоении способов индивидуальной и коллективной работы, на проведении экспериментов по максимальному количеству предметов. Вполне возможен и постепенный уход от предметов и переход к деятельности, объединяющей в учебном проекте несколько предметных областей. От прохождения всем классом единой программы акцент смещается в сторону индивидуальных учебных маршрутов ребят.
Все это также означает изменение роли учителя в учебном процессе. Учитель перестает быть основным источником информации, а становится организатором их совместной работы; консультантом; специалистом, подготавливающим необходимую материальную среду; профессионалом в области поиска и обработки информации.

* * *

Что школа будет необычной и рисковать здесь придется – это ясно уже сейчас. Почему? Ну потому, например, что далеко не все еще понятно в том, как делать такую школу. Нет точного ответа на множество вопросов, в частности – как совместить «подростковую жизнь» и подготовку к экзаменам. Кроме того, понятно, что такие школы чаще всего будут еще и необычными, странными для государственной массовой системы образования. Они будут (в той или иной степени своей необычности) «выламываться» из стройных рядов массово-обычных школ. И форма собственности (частная, государственная) здесь ни при чем. Дело в необычном способе жизни всей школы.
Похоже, что если мы хотим делать школу соответствующей потребностям и особенностям подростков, то и жизнь всего коллектива (в первую очередь педагогического) надо строить в соответствии с принципами организации жизни ребят – в частности, с теми тремя, что описаны выше.
Что это значит для нас? Видимо, то, что в такой школе взрослые должны осознавать себя профессиональным сообществом и строить свою жизнь как сообщество «профи», делающих свое дело, важное для других людей, производящих реальный полезный продукт. Для этого в том числе важно достаточно четко сформулировать свои ценности и поддерживать их всей организацией жизни коллектива... И уже около этих действующих (делающих свое дело) взрослых (вместе с ними) живут, растут, действуют ребята. В некотором смысле такой способ жизни похож на цеховой принцип организации жизни ремесленников в средние века.

* * *

При переводе такой модели организации жизни на современную школьную действительность возникает как минимум два противоречия, которые необходимо как-то разрешать.
Первое заключается в том, что жизненные задачи профессионала-«ремесленника» и учителя разные, как, часто довольно резко, отличаются и способы организации жизни их сообществ. А мы хотим попробовать в школьной (учительской) ситуации прорастить «ремесленную» жизнь. (Под «ремесленным» сообществом здесь я понимаю любое сообщество людей, профессионально делающих свое дело, производящих реальный продукт, например сообщество программистов, артель ремесленников, ученое сообщество…) Но есть одна принципиальная «развилка» в позициях «учителя» и «ремесленника, мастера». Для хорошего учителя всегда во всех ситуациях в главном фокусе его жизнедеятельности находится ребенок, он прежде всего думает о нем. Хороший ремесленник всегда должен думать прежде всего о деле, продукте, необходимости сделать заказ качественно и в срок. Учитель увлечен ребенком, ремесленник – предметом своей деятельности. Очень часто, как вы понимаете, такие позиции входят в противоречие друг с другом.
И вот тут возникают вопросы: возможно ли (и нужно ли) в одной школе совместить «ремесленников» и «учителей», возможно ли (и нужно ли) совмещение этих позиций в одном человеке, всех ли детей смогут вовлечь в орбиту своей деятельности «ремесленники», хватит ли у них терпения и такта возиться с детьми, могут ли учителя в школе без участия «сторонних ремесленников» воссоздать атмосферу «ремесленного сообщества», как в школе совместить необходимость занятия «учебой» с занятием настоящим делом (а не игрой в него)?
Вот вопрос: готовы ли мы к такой странной жизни?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru