Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Словечки типа «элита», «элитное образование», «элитный стиль» вошли в моду лет десять назад и сразу оккупировали общественное сознание. Еще бы, если официально провозглашается курс на неравенство, каждый третий хочет быть первым и мало кто согласится с рядовой участью. Это психологический закон. В открытом обществе, при равных возможностях, все рвутся в лидеры, и само словечко «элита» становится как бы вожделенной наградой за долгий и упорный труд учебы. Наградой, ради которой тратятся силы, деньги и связи. То есть в каком-то смысле «элитное образование» в современной России всего лишь фетиш, завлекаловка, рекламный слоган.
Это внешний и самый общий трезвый взгляд. И казалось бы, овчинка выделки не стоит. Детей надо учить хорошо и в Астрахани, и в Магадане. Учителям надо платить достойную их зарплату и в Подмосковье, и на Кавказе. И все, вопрос исчерпан.
Но на самом деле у элитной школы куда более сложная судьба и более значительная роль. Она призвана не только поддержать частные амбиции, но и обеспечить будущее страны.
Алексей ЯКОВЛЕВ

Как это делается: гимназия «Жуковка»

В начале девяностых годов прошлого века, когда открыть негосударственную школу считалось выгодным бизнесом, а общество довольно остро ощущало потребность в формировании новой элиты, вряд ли кто мог предположить, что частные учебные заведения смогут стать реальной альтернативой государственным. В то время обеспеченные родители, отдавая своего ребенка в какой-нибудь лицей, дабы тот обучался в иных условиях, чем в государственных школах, чаще руководствовались вопросами семейного престижа, уделяя меньше внимания содержанию образования, которое получали их дети. Такой подход определил развитие многих приватных учебных заведений, и лишь некоторые школы оставались верными идее дать разностороннее и по возможности хорошее образование. Достойно просуществовать в условиях рыночной экономики и несовершенного законодательства оказалось нелегкой задачей для подобных школ. За десять лет непростого для государства времени многие из частных учебных заведений закрылись, не способные оправдать поставленные коммерческие задачи или же выдержать конкуренцию со стороны других образовательных учреждений. Среди тех, что остались, овладев навыками выживания в постоянно меняющихся условиях, среди школ, дающих действительно качественное образование, не последнее место занимает и гимназия «Жуковка», которая на сегодняшний день многими считается одним из лучших частных образовательных учреждений в ближнем Подмосковье.

История гимназии насчитывает уже 10 лет, храня и трудности, и победы выбранного пути. Как и десять лет назад, здесь стремятся предложить родителям качественное, элитное образование для их детей. Теперь в «Жуковку» приезжают более чем 140 учеников, каждое утро расходясь по уютным классам и погружаясь в обычную, знакомую всем школьную жизнь с уроками, невыполненными домашними заданиями, беготней на переменах, первыми романами.
Елена Яковлевна Хомякова, директор гимназии, формируя вместе со своими коллегами политику учебного заведения, делает все, чтобы максимально реализовать преимущества частной школы. Однако, используя возможности внедрения собственных или зарубежных нетрадиционных методик обучения, в «Жуковке» все же говорят: что может быть лучше классики!
Поэтому, в отличие от многих школ, считающих себя элитными, в основу учебной программы гимназии заложен государственный компонент образования.
Но обязательная государственная программа дается с некоторыми изменениями и дополнениями. Так, в «Жуковке» делают упор на гуманитарные науки, есть несколько дополнительных предметов, таких как «история религии» или «практическая словесность», а классические курсы истории и литературы заметно расширены и углублены.
Если вы заговорите в гимназии на иностранном языке – как и в большинстве российских школ, вас поймут. Но этим дело не исчерпывается. Языковым знаниям, без которых современному человеку просто не обойтись, дабы вести полноценную жизнь в глобальном мире, в «Жуковке» уделяют особое внимание. Английский преподается на базе программ, используемых в спецшколах, а с пятого класса изучение второго иностранного языка (немецкий или французский) обязательно. Ученики старших классов уже владеют английским на уровне Upper Intermediate (высший средний) и могут сдать экзамены на международный сертификат при Британском совете. Помимо этого существуют курсы страноведения, английской и американской литературы.
Сейчас в гимназии работает около 60 преподавателей, 13 из которых начали свою деятельность в «Жуковке» с момента ее основания. Как считает директор школы, это очень хороший показатель, особенно если учесть, в какие непростые времена ей приходится развиваться. Сама госпожа Хомякова попала в гимназию как преподаватель русского языка и литературы. Пройдя обязательный конкурс, она задала тогдашнему руководству единственный вопрос: «Смогу ли я обучать детей по-своему?»
Сложно сказать, являются ли все особенности и ноу-хау учебного процесса в «Жуковке» достаточными для того, чтобы ученики гимназии действительно становились элитой, – это станет ясно лишь со временем, когда знания, полученные ими в школе, найдут свое применение в их взрослой жизни. Несмотря на многочисленные достижения в развитии гимназии и формата «элитного» образования в целом, и директор, и ее коллеги испытывают вполне созидательное чувство неудовлетворенности, желание совершенствовать свою школу, довести качество частного образования до максимального уровня. Тут примером для них служит то образование, которое в иные времена получали русские дети от гувернеров. Эффективнее гувернеров ничего не может быть, считают большинство преподавателей «Жуковки», и с этим трудно поспорить. Осуществление индивидуальных занятий и создание полноценного пансиона, где дети проводили бы целые дни, не покидая атмосферы учебы, – вот вектор развития гимназии, а быть может, и всего элитного образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru