Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Словечки типа «элита», «элитное образование», «элитный стиль» вошли в моду лет десять назад и сразу оккупировали общественное сознание. Еще бы, если официально провозглашается курс на неравенство, каждый третий хочет быть первым и мало кто согласится с рядовой участью. Это психологический закон. В открытом обществе, при равных возможностях, все рвутся в лидеры, и само словечко «элита» становится как бы вожделенной наградой за долгий и упорный труд учебы. Наградой, ради которой тратятся силы, деньги и связи. То есть в каком-то смысле «элитное образование» в современной России всего лишь фетиш, завлекаловка, рекламный слоган.
Это внешний и самый общий трезвый взгляд. И казалось бы, овчинка выделки не стоит. Детей надо учить хорошо и в Астрахани, и в Магадане. Учителям надо платить достойную их зарплату и в Подмосковье, и на Кавказе. И все, вопрос исчерпан.
Но на самом деле у элитной школы куда более сложная судьба и более значительная роль. Она призвана не только поддержать частные амбиции, но и обеспечить будущее страны.
Андрей ПОЛОНСКИЙ

Перспектива для лидеров и надежда для всех

Радикальные заметки

Исторический контекст

До 1917 года с элитным образованием в Российской империи не возникало никаких проблем. Помимо легендарных учебных заведений – институтов благородных девиц, кадетских корпусов, Царскосельского лицея, частных училищ типа Тимашевского – с этой ролью вполне справлялись классические гимназии уваровского и более позднего розлива, дававшие право на поступление в университет. Вопреки укоренившемуся в демократической литературе суждению об узкоклассовом характере подобных школ гимназии оставались достаточно открытыми для одаренных юношей почти всех сословий и имущественных групп и тем самым выполняли свою основную социальную роль. То есть были не просто учебными заведениями для детей из обеспеченных семей, а способствовали самовозобновлению российской элиты по всем направлениям и отраслям – от политики и военного дела до науки и искусств.
Советская эпоха, ознаменовавшаяся всеобщей демократической (в реальном смысле этого слова, от «демос» – толпа) революцией в сфере культуры, имела все же свою элитарную школу. Иначе и быть не могло. Ибо, сколь бы государство ни провозглашало равенство, оно все равно нуждается в слое людей, подготовленных лучше остальных. И советские лидеры, особенно со времен Второй мировой войны, худо-бедно понимавшие свои задачи именно как государственные, не могли полностью игнорировать эти потребности. Лучшие советские школы, языковые, естественно-научные и математические, некоторые интернаты и военные училища (особенно Нахимовское), учебные заведения сибирских научных городков и закрытых городов типа Арзамаса-16 были элитными по существу, хотя это слово и не трепыхалось тогда на языке.
В 90-х годах сама тема элитного образования стала аргументом в политической борьбе. И разумеется, на этом фоне случилось множество подмен понятий. Элитными хотят называть себя почти все частные школы, пансионы, полупансионы и пр., то есть те учебные заведения, которые дают социально облегченное образование. Элитными мечтают считаться школы, выстроенные с очевидной ориентацией на европейские и американские образовательные системы, а также различные экспериментальные педагогические площадки. Наконец, с теми или иными основаниями элитными желают оставаться бывшие советские спецшколы, нынче спрятанные за рядовыми городскими номерами, те самые, где подчас бесплатный характер образования лишь ширма, скрывающая поборы, размеры которых превышают плату за обучение во многих частных учебных заведениях.
Именно поэтому имеет смысл заранее оговориться. Под элитным образованием мы будем подразумевать только то образование, которое ставит во главу угла служение принципиальным задачам, задачам замещения значимых социальных ролей в перспективе успешного развития российского общества.

Требования к элитной школе

В этой связи к элитной школе новой России имеет смысл предъявить несколько главных требований. И пусть сегодня многие из них выглядят непрактичными, только их выполнение способно обеспечить стратегический прорыв в образовательной политике.
1. Элитная школа призвана быть открытой. Лучшее в стране образование не может никого дискриминировать ни по имущественному, ни по территориальному, ни по какому иному принципу. Государственные учебные заведения с особой программой и подходами к учебному процессу должны существовать по всей стране; частные, подтвердившие качество своего образования и пользующиеся государственной поддержкой, обязаны иметь стипендиатов.
2. Учебный процесс в таких школах должен быть ориентирован на перспективы российского развития и на российскую культурную и образовательную традицию. Только в этом контексте имеет смысл учитывать и переосмысливать европейский, американский, японский и любой иной опыт.
3. Школа, призванная воспитывать лидеров, не может быть социально облегченной. Напротив, ей приходится увеличивать число задач, которые ставит окружающий мир перед ребенком, стимулировать борьбу личных амбиций, всякое проявление индивидуальности своих воспитанников, их волю к жизни и волю к власти. Именно поэтому существуют большие проблемы с элитным начальным образованием. Вероятно, все же обучение в элитной школе уместно начинать примерно в том же возрасте, в каком поступали в первый класс старой русской гимназии, то есть с нынешнего пятого-шестого класса. И способности учеников следует выявлять не через системы новомодных тестов, а из всей полноты социально-образовательной практики. Здесь должны учитываться: и специальные интересы, и склонность к работе, и общественный темперамент детей, и, при прочих равных, социальный статус родителей.
Разумеется, этот перечень можно было бы продолжить. Но, как кажется, вышеперечисленные пожелания – базовые, основные.

Учебные планы

Разумеется, учебные планы элитной школы будут отличаться от учебных планов общего образовательного потока, сколь бы ни было сильно стремление к унификации, исходящее от того или иного правительства, того или иного министерства. Качественное и нестандартное образование – творческий акт. И поэтому каждое такое учебное заведение должно сохранить свободу, выстраивать учебный процесс в соответствии со своими задачами и возможностями (естественно, выполнение государственного общеобразовательного минимума подразумевается).
И все же, сколь бы ни были велики различия и разночтения, можно проследить некоторые общие черты, выделяющие настоящее элитное образование. Дело в том, что оно всегда стремится к системности и фундаментальности, к идеальным межпредметным связям. Главная беда современной школы и у нас, и на Западе – разорванность, изолированность отдельных знаний. За обилием сведений теряется человек, суть и назначение его жизни и деятельности.
Для элитной школы это особенно опасно. Социальный успех, к которому призваны ее питомцы, не может трактоваться индивидуалистически. Его следует вписывать в широкую временную и социальную перспективу. И поэтому, какова бы ни была специализация элитной школы, ей никуда не уйти от гуманитарного, классического и историоцентричного образования, представляющего свод знаний каждого предмета именно как результат человеческой деятельности, оправдание и итог духовной и интеллектуальной жизни людского рода.

Педагоги и педагогика

Учитель элитной школы – особая профессия. Ему надо быть не только педагогом, но и специалистом в своей области. Состоявшимся математиком, историком, литератором, правоведом, естествоиспытателем… Ведь каждый преподаватель представляет свой предмет еще и как род искусства, характер и направление человеческой деятельности. Здесь мало уметь преподать знания. Придется заворожить, очаровать, вовлечь в стихию интеллектуального поиска. Общение с одаренными и заинтересованными детьми – дело сложное, требующее каждодневного напряжения. Важна не столько формальная отдача, сколько полноценное переосмысление, не столько учебная дисциплина, сколько творческий диалог.
Вообще, «диалог» – ключевое понятие, когда речь заходит о педагогических практиках по отношению к грядущим лидерам. И при контакте с детьми обеспеченных родителей, и при общении с особо одаренными сорванцами подчас возникают специфические педагогические трудности. Ученики не только могут чувствовать себя выше учителя, но и иметь перед ним реальные преимущества. Как материальные (в том числе и самые грубые – больше наличных денег в это утро), так и интеллектуальные (в том числе и самые глубокие – лучше разбираться в той науке или искусстве, которые учитель представляет).
На самом деле это, пожалуй, самая острая психологическая проблема элитной школы. Преподаватель призван научиться поддерживать свой статус, не подавляя амбиций питомцев. Ему придется говорить с классом на равных, воспринимать учеников как полноценную «соборную личность». Здесь должен возникнуть особый интерес, интерес к голосу следующего поколения.
Разумеется, взрослые передают детям свое социальное знание, умножая опыт частной и ограниченной жизни на универсальный опыт мировой истории. Всякий учебный процесс – это не в последнюю очередь школа социализации, школа сдерживания и дисциплины. Но тем, кому в будущем предстоит взять на себя ответственность за судьбы страны и мира, необходимо помимо самодисциплины научиться утверждать и подтверждать свое «я». И нам следует помогать им в этом, а не создавать дополнительные трудности и преграды.
У учителя элитной школы на редкость сложная роль. Его миссия выполнена, только когда у него есть основания сказать: «Идущий за мной сильнее меня».

Система элитного образования

Российскому государству, если оно хочет гарантировать себе успешное будущее, необходимо в срочном порядке создавать целостную систему элитного образования: устраивать соответствующие школы в каждом регионе, формулировать требования к ним, обеспечивать связь с университетами, подбирать преподавателей, находить средства на вменяемые зарплаты, формулировать прозрачные условия поступления на платной и бесплатной основе, поощрять лучшие частные учебные заведения и пр.
Увы, нынешние наши чиновники от образования слишком далеки от подобного круга проблем. Их, в силу политической конъюнктуры, больше интересуют мнимые вопросы стандартизации, унификации и перехода на двенадцатилетку.
К тому же частные школы, претендующие на наименование элитных, чаще всего представляют ту или иную разновидность социально облегченного образования, где за комфортными условиями для учеников не стоит никаких реальных педагогических и интеллектуальных достижений. Напротив, в таких учебных заведениях очень часто срабатывает феномен так называемого купленного образования, когда обеспечивается прежде всего престижный аттестат и отдельные навыки типа владения иностранными языками на уровне западных стандартов. И все.
То есть более или менее идет работа по наследованию принадлежности к статусным политической и бизнес-элите, но научная элита, культурная, интеллектуальная элита мало кого интересуют. По крайней мере на уровне средней школы.

* * *

Когда мы говорим о прошлом, мы в первую очередь вспоминаем знаменитых персонажей, тех, кто прославил человеческий род. Так почему же, если речь заходит о будущем, нас интересует все что угодно, но не судьба одаренных и ярких детей, лидеров своего поколения?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru