Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Словечки типа «элита», «элитное образование», «элитный стиль» вошли в моду лет десять назад и сразу оккупировали общественное сознание. Еще бы, если официально провозглашается курс на неравенство, каждый третий хочет быть первым и мало кто согласится с рядовой участью. Это психологический закон. В открытом обществе, при равных возможностях, все рвутся в лидеры, и само словечко «элита» становится как бы вожделенной наградой за долгий и упорный труд учебы. Наградой, ради которой тратятся силы, деньги и связи. То есть в каком-то смысле «элитное образование» в современной России всего лишь фетиш, завлекаловка, рекламный слоган.
Это внешний и самый общий трезвый взгляд. И казалось бы, овчинка выделки не стоит. Детей надо учить хорошо и в Астрахани, и в Магадане. Учителям надо платить достойную их зарплату и в Подмосковье, и на Кавказе. И все, вопрос исчерпан.
Но на самом деле у элитной школы куда более сложная судьба и более значительная роль. Она призвана не только поддержать частные амбиции, но и обеспечить будущее страны.
Елена ЛИТВЯК,
преподаватель русской словесности и истории
Евгения СОКОЛОВА

«Школа культуры действий и дисциплины духа»

– Есть ли в России элитное образование?
– Думаю, что да. Это лицеи и гимназии последних десяти лет: они у своих корней были задуманы как учебные заведения, дающие элитное образование. Но классическая гимназия подходит далеко не каждому ребенку, а только такому, который способен развивать свой дух и интеллект, при помощи чувств и мыслеобразов создавать будущую жизнь. Гимназия при греко-латинском кабинете РГГУ, гимназия “Радонеж”, культурологический лицей – это в потенциале очень высокий уровень образования учащегося в них ребенка.
Сейчас бытует представление об элитном образовании как о собранных под одной крышей 158 разных языках, кружках, предметах, и все это к тому же стоит бешеных денег. Но элитное образование в моем понимании совсем не то. Это культура действий, недоступных простому смертному. Не игры в элитное образование, как сейчас в некоторых школах говорят: у нас свой театр, мы выпускаем красивый глянцевый журнал, значит, мы даем детям элитное образование. Это не так.
В элитном образовании нет крена в практическую сторону. Практическое образование доступно всем. Оно существует как альтернатива элитному. Например, продуктивное обучение – это то, что сейчас так необходимо среднему классу. Но те, кто хочет быть в высшем классе общества, забираются на следующую образовательную ступеньку.
– Можно ли сказать, что в Советском Союзе было элитное образование?
– В Союзе были физматшколы, языковые школы, школы при МИФИ, МФТИ, МГУ. Поступая туда, ребенок попадал в интеллектуальную элиту общества, и его социальные условия становились другими.
– Нужно ли Российскому государству элитное образование детей?
– Да. Но только части детей. Грубейшая ошибка – открывать в одном небольшом городе 8 гимназий и 10 лицеев. Пусть будет одна гимназия, в которой учатся дети не просто с развитой речью и высоким интеллектуальным коэффициентом, а с высоким стремлением учиться. Учиться все время всему. Таким детям нужно создавать особые условия, и государству выпускники таких гимназий нужны, чтобы двигать науку, культуру, образование. Так что элитные школы на государственном уровне с государственным обеспечением должны быть обязательно.
– Видите ли вы какую-либо структуру элитного образования в России?
– Я представляю ее, как в книжке Гессе “Игра в бисер”, когда ученику из обычной школы учителя рекомендуют продолжать обучение в той школе, которая ему по силам. И никаких сумасшедших экзаменов. Ведь к четвертому классу становится понятно, какой ребенок жаждет интеллектуального, творческого труда, а кому нужно продуктивное обучение, в каких сферах деятельности ребенку удобнее двигаться дальше. Вот тогда для части детей нужны государственные гимназии с высоким уровнем ответственности и дисциплины. Чтобы чем старше дети становились, тем больше времени они тратили на то, что им действительно нужно. Следующая ступенька для них – элитные вузы.
– Какими могут быть педагоги в элитном учебном заведении?
– Профессионалами, которые развиваются как бы в двух направлениях. Они должны быть виртуозными предметниками, потому что ребенок приходит в элитную школу за знаниями. Но элитное образование – штучный товар. Есть такой питерский педагог Кунин, так он говорит, что отличное знание математики мешает человеку жениться, потому что самые отличные способы ее преподавания засушивают в человеке ту область, которая отвечает за любовь. Нельзя учить математике так, чтобы рациональное начало развивалось, а эмоциональное засохло. Надо, чтобы и любовь была, и математика. Чтобы математики-предметники были и преподавателями, и воспитателями, и тьюторами – такими учителями, которые были у того же гессеновского Кнехта: всегда рядом, с которыми можно выстраивать свою жизнь.
Человек – это тройственная структура: тело, душа, дух. Элитное образование позволяет человеку все эти три лакуны внутри себя задействовать. Продуктивное образование работает только на тело и душу. Математика, музыка, словесность, в том числе древние языки, – это элитные дисциплины, дисциплины духа. Ими нельзя заниматься левой задней ногой. На это образование ребенок затрачивает много сил. Оно ценится обществом, государством. Не каждый готов себя мучить, чтобы на такую высокую гору взобраться.
– Элитное образование в демократических государствах мира – есть ли оно там? Какое оно?
– Самым элитным считается английское образование, потому что они научились балансировать между жесткой требовательностью и подчинением. В младших классах происходят жуткие вещи, которые русский дух в принципе не приемлет. Из педагогических соображений они устанавливают жесткое подчинение младших старшим из серии: чтобы стать генералом, надо какое-то время побыть солдатом. Но там есть и вторая сторона, которая предполагает свободу выбора ученика и ответственность за этот выбор.
И еще. Элитное образование дает возможность в детском и отроческом возрасте завести себе связи и контакты, потому что, если ты вырос и затеваешь свое дело, а у тебя нет команды, и нет возможности эту команду быстро собрать, у тебя ничего не получится. Родители хорошо понимают, что если ты в детстве сидел за одной партой с сыном кого-нибудь, то по неписаным законам школьного товарищества он поможет тебе. И в английских элитных школах точно нет задирания носа по поводу титула, богатства родителей, потому что есть одно уважение – к собственным усилиям.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru