Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День школьного библиотекаря

“Будем говорить о том, чего пока нет на руках”, – сразу предупредила главный редактор газеты “Библиотека в школе” Ольга Громова. И начала разговор о пакете нормативных (не законодательных) документов, который разрабатывает Национальный фонд подготовки кадров. В июле – августе только планируется семинар, где будет обсуждаться проект. Перспектива остаться без отпуска ужасна, но НФПК просит направлять заявки на участие в адрес журнала “Школьное образование” уже сейчас. Участники марафона решили включиться в работу, не дожидаясь лета.
– Чем библиотекарь государственной школы отличается от библиотекаря частной?
– Предлагаем ввести отдельную должность – библиотекарь по работе с учебниками!
– Зачем школьным библиотекам подчиняться Министерству культуры, лучше передать их Министерству образования!
– Для комплектования фондов нам необходима свобода! Дорогущие книги пылятся на полках, а Тютчева и Солженицына из дома приходится приносить!
Лекция “Интернет в учебном процессе...” незаметно превратилась в дискуссию. Из зала непрерывно поступали вопросы, на которые пытались найти ответы всем сообществом. Нужна ли библиотека при наличии Интернета? В школе-новостройке на двери висит табличка “Медиатека” – и все, с чего начинать? Зачем библиотекарю Интернет – лишние бесплатные обязанности? Что делать, если директор не хочет давать денег на книги, говорит: они все в Сети заложены? Как быть, когда вдруг летит компьютерная программа, а другого каталога нет? Хочется все сделать хорошо, но за это, кроме как по шапке, ничего не дадут, и что, сдаваться?
Совет бывалых: будет много легче, если сотрудничать с общественными институтами. Например, в Томске и Озерске школьные библиотеки наладили связь с городскими детскими библиотеками и теперь получают от них полную базу данных в электронной версии. А если надо провести урок, а в библиотеке один компьютер? Подсказка: дети могут работать парами по очереди. Но задание (поиск информации) предполагает не только ресурсы Сети, а еще и книги, газеты, журналы... Наконец договорились до формулировки: “Библиотека – информационный, образовательный, культурный, воспитательный центр. Какое прилагательное из них вы поставите в своем сознании первым, то у вас и будет!”
Торговый дом “Библио-Глобус” презентовал новую поисковую систему, единое информационное пространство для всей книжной отрасли. В базе данных 170 тысяч изданий, из них 10 тысяч – учебная литература. Электронная база позволяет подготовить список имеющихся книг по любой тематике. Был бы запрос.
На семинаре «Что такое Библиотечная школа “ПС”?» рвались к микрофону, объясняли, чего не хватает традиционным курсам повышения квалификации. Выяснилось: на курсах много теории да мало практики и методик проведения мероприятий; не хватает новизны; не учат анализировать и критически подходить к собственным “ваяниям”. К тому же обучают работе детского, а не школьного библиотекаря. А хотелось бы получить конкретную специализацию.
Вот для такой специализации и была создана Библиотечная школа “ПС”. Идею подсказали письма читателей. Программу составили исходя из пожеланий библиотекарей. Выпускники библиотечной школы “ПС” рассказали о том, что они получили на занятиях в этой школе. А затем присутствовавших в зале попросили ответить на провокационный вопрос: “За что я люблю своего директора?”. Ответы разнообразные: за то, что он мужчина; за понимание разумных доводов; за уважение к моей работе; за великое терпение; за то, что хочется идти на работу; за создание микроклимата; для него не существует неразрешимых проблем; директор всегда меня поддерживает; не дает меня никому в обиду. Ни одной жалобы или недоброго замечания!
Круглый стол “Создание медиаинформационного центра как этап общей модернизации школы” собрал не только библиотекарей, но и директоров школ. Начальство специально приехало, побросав все дела ради такого разговора. Для директора модернизация собственной школы начинается с вопроса: “Каким ты хочешь видеть выпускника?” “Прежде всего востребованным на рынке труда”, – считают директора.
Определились и с понятием “библиотечный урок”. Это не просто занятие в сетке часов, это курс информационной грамотности. Не путать с компьютерной грамотностью, которую преподают на уроке информатики!
В большинстве случаев библиотека располагается в небольшом классном помещении. Фонды огромны, хранилища мизерны... Создание медиаинформационного центра крайне необходимо, потому что пока есть одинаковые для всех учебники, будут дети, не умеющие пользоваться знаниями, ведь они не сами их добывали. А знания, добытые в процессе собственной работы – поиск информации, выводы из самостоятельной деятельности, – усваиваются четче.
Встреча с редакцией газеты “Библиотека в школе”. Опять наперебой – перспективы, идеи, проблемы. Редакция поделилась смелыми планами на будущее: затевается выпуск книги “Семь шагов к современной библиотеке”. В книгу будут включены материалы по модернизации школьных библиотек.

Светлана ПОПОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru