Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС 

Некоторое время назад мы опубликовали подборку материалов о реструктуризации сельской школы в Ярославской области. Основная доля критики пришлась на долю программы «Школьный автобус»…
Потом нам позвонили из Ярославского департамента образования, предложили приехать посмотреть, как обстоят дела. Малокомплектные школы работают. Автобусы ходят. Более того, именно с программой «Школьный автобус» сельчане связывают надежды на лучшее будущее для своих детей. Работы на селе нет. Деревни пустеют. Многие жители говорят, что единственный шанс для детей – получить качественное образование…
…И уехать отсюда.

Людмила РЫБИНА,
Татьяна СТЕПАНОВА,
начальник департамента образования
Ярославской области

«Не плохим же уровнем образования удерживать молодежь на селе»

Татьяна СТЕПАНОВА– Почему сегодня в области актуальна реструктуризация сельской школы?
– Социологические обследования показали, что на селе остаются жить не более 30% выпускников. Школы пустеют.
Но у нас нет отдельной задачи реструктуризации сельской школы, есть общая программа повышения качества образования. Образование и для городских, и для сельских детей должно соответствовать стандарту, потребностям детей, родителей и всего общества, рынка труда.
– Чтобы повысить качество образования, приходится закрывать малокомплектные школы?
– Ни одной школы, способной работать, мы не закрыли. 15 закрытых за два года школ – это или совсем маленькое число учеников, которое в перспективе не вырастет (все дошкольники тоже посчитаны и учтены), или аварийное здание, в котором опасно оставлять детей. Новое же строить неперспективно.
Но школы у нас не только закрываются. Даже сейчас есть и новое строительство на селе – там, где это оправдано удаленностью от других школ или достаточным количеством детей.
По начальной школе позиция области определенная: ее закрывать нельзя, даже если в ней учатся три ученика. До 11 лет ребенок должен находиться рядом с родителями, рядом с домом.
– С нового года вы в области перешли на нормативное финансирование. Значит ли это, что теперь маленькой школе – меньше 30 человек – даже на зарплату учителям денег не хватит?
– Норматив для сельской школы – 10 тыс. рублей. Для малокомплектной введен коэффициент 1,35. А это к 10 еще 3,5 тыс. рублей. По минимуму деньги сейчас есть у всех.
– Низкое качество образования – один из поводов закрыть сельскую школу. Но учителя в глубинке жалуются, что дети у них непростые: сегодня в деревне, где остановилось производство, остались те, кто не смог подняться и переменить свою жизнь. Среди городских родителей больше процент специалистов с высшим образованием. Не получается ли, что сельские учителя при оценке результатов труда не в равных условиях?
– Вот маленькая школа. Обучение ребенка стоит под 30 тысяч. А качество образования – никакое. Если в эту школу пригласить еще учителей, установить компьютеры, оборудование, то стоимость возрастет и до 100 тысяч.
Но никаких управленческих решений о закрытии школы мы не принимаем. Мы сами сняли с себя административные полномочия и считаем департамент образования стратегическим центром.
Обсуждаем сначала все ситуации с учителями. Продумываем варианты. Например, рядом еще три школы. Можно создать ассоциацию без потери юридического лица. Можно сделать так, что маленькая школа станет филиалом опорной. Дети получат аттестат большой школы. И средствами она будет делиться с филиалом. Такой опыт есть.
Мы целевым образом готовим кадры для села. Решаем вопросы обучения сельчан в
педуниверситете на льготных условиях. Оплата обучения долевая: поровну платят департамент и студент или работодатель.
А для подготовленного учителя работа в маленьком классе даже с трудными ребятами – не проблема. По числу учеников эти классы часто меньше, чем коррекционные, чем классы в спецшколах. Владея соответствующими методиками, занимаясь индивидуально, многие сельские учителя значительно продвигают детей от исходного уровня.
– Часто говорят: если ребенок получает хорошее образование, он уезжает из деревни. Выходит, чем лучше школа учит, тем скорее закроется?
– Но не плохим же уровнем образования удерживать молодежь на селе. Путь ребенка из села и обратно в село не должен быть перекрыт на уровне образования: дадим такое, с каким никуда не сунешься. Это все равно что паспорта отбирать.
Мы с НФПК провели независимое социологическое исследование, чтобы определить, какое значение имеет для родителей наличие школы в селе. Вопросы были социологами завуалированы. Значимость школы, того, есть она или нет в этом населенном пункте, оказалась на девятом месте. Жилье, работа, зарплата, наличие дороги…
– Директора и учителя в сельских школах сегодня рассказывают, что школьный автобус оказался не только средством передвижения, но и связкой в школьной сети. Породил новые формы взаимодействия. Планировалось ли это или таким оказался побочный эффект?
– Школьный автобус первоначально предназначался только для подвоза детей на занятия: 50% детей у нас учатся не в своих деревнях.
Но директора сразу поняли, какие возможности перед ними открываются.
Например, компьютеры не стали раздавать по одному в каждую школу, зная неудачный опыт других областей. Мы оборудовали хорошие компьютерные классы в опорных школах, а автобус сделал их доступными всем соседним.
Школьными автобусами детей и учителей разрешено возить куда угодно. Театры с музеями, которые были от села за лесами и за снегами, теперь оказались вполне доступны для сельских ребятишек. На выпускной вечер сельских школьников привозили на губернаторский бал, на Новый год – на губернаторскую елку. Вся площадь была заполнена школьными автобусами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru