ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
Неожиданно в учительской возникает
разговор:
– Март кончается, вы куда отправляетесь в
четвертой четверти?
А летом?
Странно, но факт: школьные биологи, географы и
даже историки весной просыпаются, как природа.
Нам уже не сидится в четырех стенах, мы готовы
схватить в охапку своих воспитанников и лететь,
шагать, плыть, бежать навстречу новым
приключениям. Но услуги туристических фирм нас,
как правило, не устраивают. Может быть, это и
хорошо – обстоятельства дают нам шанс сделать
образовательное путешествие проектной работой
самих учеников, а заодно подумать, какие принципы
лежат в его основании, как это сделала бывалый
путешественник Елена Казакова, директор школы из
Павловска.
Мы, учителя, – увлекающиеся люди, и как знать, кто
из нас завтра, рассказывая о кругосветке
Магеллана, вдруг неожиданно для себя и ребят
произнесет: «Ребята, а не махнуть ли и нам?..»
Иннокентий Николаевич ЖУКОВ
(1875–1948),
учитель географии,
скульптор,
организатор скаутского движения в России,
автор проекта создания при Наркомпросе
штатной должности «Робинзон Крузо»
Экспедиционный корпус 1918 года
Итоги одного педагогического опыта
...Я хочу рассказать о том, как в 1918 году в
Чите мною случайно была найдена, а затем
развернута игра «Экспедиционный корпус» (ЭК) –
игра для детей в возрасте 10–14 лет, игра, в которой
приняли участие свыше 700 ребят.
Дело было так.
В качестве преподавателя географии в школе I
ступени я рассказывал ребятам о том, как Стенли с
сотней носильщиков пересек Африку от океана до
океана. Обо всех горестях этого путешествия я
рассказывал так живо, что глазенки ребят
блестели. И вот, заканчивая рассказ, я до
некоторой степени неожиданно для себя и для них
сказал: «Ребята, а нам самим хочется делать
что-нибудь подобное? До Африки далеко, ну а вот
пересечь Забайкалье от края и до края разве мы не
могли бы – частью пешком, частью на лошадях,
частью на поезде, основательно подготовившись к
этому? Кто из вас хотел бы принять участие в этой
экспедиции, пусть поднимет руку». Все ребята с
серьезными лицами, с горящими глазками подняли
руки. Я продолжал: «Хорошо, ребятки, я обдумаю, как
что для этого сделать, и завтра вам скажу».
В тот же день, а это было в марте месяце, у меня
составился план использования в целях
воспитания бродяжнических инстинктов и
интересов ребят. Я решил широко развернуть
работу и произвести организацию ребят для этой
цели в городском масштабе.
И вот в течение следующей недели я обошел все
большие учебные заведения в Чите, с разрешения
администрации вызывал учеников первых четырех
классов в зал и обращался к ним с речью. Повторив
вкратце рассказ о Стенли и закончив его, как выше
было указано, я продолжал: «Итак, ребятки,
объявляю себя начальником экспедиции, даже не
экспедиции, а целого «Экспедиционного корпуса»,
так как нас будет много, быть может, несколько сот
человек, которые отправятся года через два в наше
великое путешествие через Забайкальскую
область. Эту весну и лето и следующие весну и лето
мы будем лишь производить подготовку,
подниматься на соседние сопки, приучаться ходить
и выковывать железную товарищескую дисциплину.
Без дисциплины самый крепкий камень
превращается в песок, а самая высокая скала – в
груду щебня. Без дисциплины мы только опозорим
себя и наш Экспедиционный корпус. Вот почему,
ребятки, я буду записывать в корпус только
хороших, надежных ребят, поэтому те из вас, кто в
классе, дома или на улице немного
подхулиганивает, постарайтесь от этого
отвыкнуть в эти два месяца до наших походов и
окончательной записи. Хулиганчиков я не возьму,
иначе они исхулиганят весь наш Экспедиционный
корпус. Эти слова о хулиганах отразились на
дисциплине во всех школах. Я это чувствовал даже
на улице, когда ко мне, запыхавшись, подбегал
какой-нибудь мальчик из неизвестной мне школы и
терпеливо начинал оправдываться: «Дядя Кеша, вот
про меня вам будут говорить, что я вчера
хулиганил в классе, так это неверно, это не я, а он
сам» и т.д. «Ну ладно-ладно, до мая месяца еще
далеко, посмотрим», – отвечал я. Таких случаев
было довольно много. «Потом, ребятишки, я не
возьму в корпус маленьких курильщиков. Я по опыту
знаю, что на них нельзя положиться. Они подражают
взрослым во всем плохом. Это народ ненадежный».
Продолжал я свою речь так: «Вы знаете, что во
всякую экспедицию непременно берут разных
ученых. Они все изучают, все описывают. Вот и у нас
в ЭК будут целые отряды таких ученых: ботаников,
геологов, зоологов и т.д. Кто из вас собирал
коллекции растений и камней или насекомых?
(Поднимается на всю школу 30–40 рук.) Хорошо, но
только, ребятки, знайте, чтобы поступить в отряд
ученых, мало собирать коллекции, нужно еще
кое-что знать о растениях, камнях и насекомых. Я
дам вам программы в эти отряды, подготовьтесь и
держите испытания.
Впереди у нас пойдет особый отряд разведчиков.
Они будут показывать нам путь. Кто желает
поступить? (Целый лес рук.) Нужно знать, чтобы
поступить, пять созвездий на небе и немного о
солнце, звездах, луне и планетах и еще определять
страны света без компаса, по разным предметам.
Потом пойдет отряд инженеров (на экзамен
принести пять моделей мостов разных систем).
Затем будет идти отряд санитаров (знать
перевязку и способы помощи в несчастных случаях),
отряд поваров (уметь готовить четыре блюда),
отряд рыболовов, охотников, сапожников,
музыкантов, конюхов, так как у нас будет свой обоз
и другие отряды».
Любопытно, что из профессий наиболее популярными
при голосовании оказались после разведчиков
конюхи, охотники и рыболовы, затем шли санитары,
ученые, музыканты, летописцы, сапожники. Нашлось
десятка два мальчишек, которые захотели
поступить в отряд прачек.
«У каждого отряда, – говорил я, – будет свой флаг
с обозначением его специальности. Этот знак
можно вышить и на рукаве рубашки. У всего же ЭК
будет свое знамя: на синем поле семь золотых
звезд Большой Медведицы.
У нас будет штаб ЭК, куда войдут начальники всех
отрядов, и свой оркестр балалаечников.
Итак, ребятки, через два года мы отправимся в нашу
грандиозную экспедицию. Но чтобы она
действительно осуществилась, нужно, чтобы у всех
граждан города и особенно у родителей сложилось
убеждение, что в ЭК хорошая дисциплина, что там не
хулиганы, а хорошие ребята, что их можно спокойно
отпускать в экспедицию.
С 1 мая мы начнем нашу подготовку. Всю весну и все
лето будем раз или два в неделю совершать походы
на соседние горы, отдаляясь все дальше и дальше
от города.
Отряды будут упражняться в своих специальностях.
Пойдите домой и получите разрешение своих
родителей, а в следующее воскресенье приходите в
зал бывшей мужской гимназии, где всем продиктую
программы испытаний для поступления в отряды
ЭК».
Обойдя с такой речью почти все учебные заведения
Читы, я к концу недели уже волновался, а в ночь с
субботы на воскресенье и спал плохо: «Я
растревожил около тысячи ребят, что завтра я один
буду делать? Удастся ли мне их перекричать,
установить порядок?». Утром из трусости и
малодушия я взял из физического кабинета рупор и
пошел в гимназию.
Но уже во дворе мне было стыдно за мой рупор.
Везде я видел группы спокойно стоящих мальчиков,
серьезно обменивающихся вопросами, кто в какой
отряд хочет записаться. Зал был полон, и в нем то
же спокойное, деловое настроение. И когда,
поднявшись на кафедру, я стал говорить,
водворилась абсолютная тишина.
У всех в руках были карандаши, бумага или
записные книжки. Я стал диктовать программы
испытаний.
Месяц спустя. При содействии редакции «Думы
забайкальского учителя» я издал их в виде
маленькой книжечки. В основу их я положил
накопление самостоятельных, активно добытых
сведений о природе: 10 пород растений в
Забайкальской области, 10 насекомых, 10 пород птиц,
10 диких животных, рыб и т.д. Уметь рассказать об их
жизни. Или: «умение ухаживать за лошадьми,
признаки некоторых их болезней и способы их
лечения».
Вот содержание этих программ. Закончив их
диктовку, я сказал: «А теперь я распускаю вас
ровно на месяц.
Готовьтесь! Через месяц в саду Жуковского около
Круглого пруда я с раннего утра и до вечера буду
производить испытания для окончательной записи
в отряды».
И нужно сказать, что ребята зря этот месяц не
провели. Многие из них доставляли немалые
огорчения родителям, приставая с вопросами о
пяти созвездиях, которые нужно ночью показать на
небе и знать немного о планетах, солнце и луне.
Родители, далеко не всегда сведущие в этих
вопросах, шли в книжный магазин и покупали книжки
по астрономии. И само собой разумеется, будущие
разведчики ЭК жадно, как клещи, впивались в эти
книги.
То же самое было и с будущими поварами ЭК,
некоторые стали вертеться под ногами на кухне,
приставая с вопросами о четырех блюдах, которые
требуются по программе.
Ботаники рылись в определителях и лезли с
вопросами к учителям. Будущие рыбаки и охотники
охотились за рыболовами и охотниками в городе,
стремясь получить нужные им сведения о десяти
породах и способах ловли и охоты.
Когда через месяц с помощью нескольких учащихся
школы II ступени я произвел в саду эти испытания, я
убедился, что вся эта масса ребят проделала
большую работу. Многие экзаменовались для
поступления в несколько отрядов.
Начальным результатом опыта я остался вполне
удовлетворен.
Теперь предстояла работа по внутренней спайке
этой массы ребят. ЭК был разбит на отряды, и вот в
начале мая мы стали совершать походы на соседние
сопки. В основу этих экскурсий я положил метод
групповых соревнований. Но время для таких
экскурсий было весьма неблагоприятное. Два
больших препятствия стали на пути – дороговизна
обуви и Гражданская война. Первое препятствие
почувствовалось мною уже в апреле. В школах, где я
занимался, а часто на улице ко мне обращались с
просьбой или жалобой: «Поговорите с мамой... не
хочет пускать... говорит – сапоги разорвешь».
После первых экскурсий число таких обращений
увеличивалось. Сапожный вопрос в 1918 году стоял
особенно остро. Было грустно констатировать, как
из-за этого сокращается число членов ЭК. Но если
первое препятствие все же не в силах было совсем
парализовать мой опыт, второе было уже
непреодолимым. В мае 1918 года Гражданская война с
каждым днем разгоралась. Советская власть Читы
ввиду появившихся в области семеновских банд
жила настороженной жизнью. За городом на горе
стояла батарея, в окрестностях разъезжали
патрули. Накануне одной экскурсии я пошел к
военкомиссару, рассказал ему о моих выводах
детей за город и спросил: «Не опасно ли теперь? Не
будет ли издали большая группа детей принята за
семеновскую банду, не обстреляют ли нас с
соседней горы?
Он подумал и сказал, что поручиться не может, что
лучше обождать немного времени.
Само собой разумеется, я не мог взять на свою
совесть ни единую загубленную жизнь из числа
доверившихся мне. С грустью в душе я пришел на
следующий день к собравшимся отрядам ЭК и сказал,
что до успокоения в городе распускаю ЭК. О новом
сборе оповещу через газеты. Трудно описать, какое
тяжелое впечатление произвело это на них.
Многие со слезами на глазах, окружив меня,
пробовали отговорить от принятого мною решения,
но я был непоколебим и распустил их.
Но я знаю, что если бы я или кто-нибудь другой в
Чите или в другом месте попробовал бы снова
возобновить эту длительную серьезную игру в ЭК и
особенно стал бы опираться на сочувствие и
помощь работников отделов просвещения, то
результаты были бы еще более
удовлетворительными.
Эта игра, едва лишь прикоснувшись к могучей силе
природы в душе ребенка – к атавистическому
инстинкту бродяжничества, сразу же развернулась
в игру детей в масштабах города.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|