Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Некоторое время тому назад мы начали разговор о причинах непонимания детьми учебного материала и каким образом можно это непонимание преодолеть.
Мы пообещали, что в следующий раз расскажем о конкретных методах и приемах, позволяющих учителям выстроить обучение так, чтобы ученики хорошо понимали предмет. И когда в редакции стали собираться новые материалы педагогов, оказалось, что в основе большинства эффективных способов работы с пониманием лежат единые принципы.
Татьяна ТРОИЦКАЯ

Не надевая терминологических очков…

Основы технологии коммуникативной дидактики

Лев Толстой, обращаясь к учителям, работающим по его «Азбуке», советовал: «Сообщайте определение, правило, название только тогда, когда ученик имеет столько сведений, что сам в состоянии проверить общий вывод, – когда общий вывод не затрудняет, а облегчает его».
Выстраивая технологию коммуникативной дидактики, мы не только следовали этому принципу Льва Николаевича, но даже усилили его, вообще отказавшись в начальной школе от общепринятых номинаций, тем самым предоставляя ребенку право и возможность самостоятельно называть, скажем, явления художественного текста.

Почему считалки печатают в столбик

Вначале мы работаем с простыми жанрами, в которых каждый элемент художественного языка представлен изолированно. В считалках это метр, в скороговорках – звуковой повтор, в загадках – метафора.
К примеру, можно спросить детей: как вы считаетесь? Обычно ребята отвечают: по словам, по слогам... Тогда мы начинаем проверять эти предположения, и выясняется, что в некоторых случаях принцип считания по слогам может нарушиться, считаться по слогам тоже не всегда получается. Мы выбираем среди них какое-нибудь простое выражение, предположим, «стакан, лимон, выйди вон», и начинаем его исследовать: на сколько человек разделилась эта считалка, какие в ней получились куски, обнаруживаем, что во всех кусочках одинаковое количество слов и ударение идет равномерно... То есть мы, можно сказать, добываем стопу из опыта детей, не определяя ее пока. Наши ученики знакомятся с научной терминологией уже в средней школе, будучи хорошо подготовленными к постижению сути общепринятых дефиниций.
Когда готового названия для нового явления нет, ребенок, как правило, придумывает его самостоятельно. Причем для своих номинаций дети выбирают не случайные слова, а такие, которые указывают на что-то существенное в данном явлении. Так, про считалки, состоящие из набора непонятных, бессмысленных слов, как «эки, бэки, реки, паки...», одна девочка сказала: «Это не считалки, а погремушки какие-то».
Иногда бывает так, что учитель не понимает смысл суждения ученика. Тогда мы рекомендуем спросить об этом у других детей. И через перетолковывание образ начинает проясняться, становится объемным и своим для всего класса.
«Ребята, как вы думаете, почему Наташа назвала эти считалки погремушками?» Кто-то скажет, что погремушка, так же как и считалка, «ничего не изображает, а только шумит. Это же не кукла». Другой ребенок назовет язык считалки заумным, третий – тарабарским...
Когда дети не соглашаются друг с другом, мы говорим: «Сережа, как ты считаешь, почему Андрей думает так? Ты, возможно, думаешь по-другому, но попробуй найти основания для его позиции». Важно, чтобы диалог не переходил в спор, не сводился к отстаиванию собственного мнения.
Наименования явлений художественного текста, возникшие в детской речи и имеющие внятную для ребенка образную основу, условно мы назвали квазитерминами. Некоторые из квазитерминов приживаются в детском коллективе, составляя его «птичий язык». Например, в первом классе у наших учеников вошел в обиход квазитермин «перерыв». Этим словом ребята назвали отмеченную рифмой паузу, понижение тона в конце считалки. Именно из-за перерыва, по мнению первоклассников, в книгах считалки печатают в столбик, как стихотворение, а не в строку.

Куст Коллоди и дерево Толстого

Близкое знакомство с художественными приемами и жанрами обогащает мышление детей, и уже начиная со второго класса наши ученики оказываются способными создавать то, что мы называем развернутыми образами. Это яркие метафорические характеристики, ухватывающие общие закономерности конкретного произведения и интерпретирующие их.
Так, чтение второклассниками двух знаменитых детских книг – «Пиноккио, или Приключения деревянной куклы» К.Коллоди и «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого способствовало созданию контрастных образов, подчеркивающих разницу этих книг. Наиболее характерен, пожалуй, образ «куст» (о книге Коллоди) – «дерево» (о книге А.Толстого), отразивший контрастность сюжетно-композиционного устройства. Действительно, сказочной повести Коллоди, написанной в жанре книги приключений (каждая глава имеет самостоятельный сюжет, встроенный в сюжетную и весьма непрочную нравоучительную нить всей сказки, соответствует образ куста, каждая ветвь которого почти самостоятельна, отдельна, но в то же время определенным образом вписана в общее целое растение. С другой стороны, роману-сказке А.Толстого соответствует конечно же образ дерева, имеющего общий ствол, от которого и отходят все ветви. Тайна золотого ключика, изобретенная опытным романистом А.Толстым, закручивает романную интригу, сцепляет разрозненные сюжетные действия отдельных глав в единое целое.
На уроке «Легко ли делать подделки?» в третьем классе Илья выдал такой образ:
«Мысль автора о книге – это проект дома,
текст – дом построился,
книга – в доме квартиры,
иллюстрации – квартиры украшены (обои, картины и т.д.),
а когда книгу читают, в доме все уже живут».
Похоже, что эта развернутая метафора (с предыдущей аналогией Ильи ее роднит, пожалуй, только цепной характер, а с текущим уроком – обращение к предыдущему учебному опыту, регрессивная рефлексия) содержит определенную концепцию художественного творчества, книги как материального носителя художественного произведения, места читателя в жизни произведения (вот уж поистине без читателя книга мертва и находится как бы в состоянии ожидания – подобно готовому, но незаселенному дому, ждущему своих обитателей). Здесь слышится достаточно зрелая позиция, не выговариваемая в этом возрасте линейно-рационально. Может быть, это прорыв внутренней речи ребенка, уже достаточно богатой, но не находящей адекватного развертывания в речи внешней?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru