Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2003

Первая тетрадь. Политика образования


СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

Сергей КАМЕНСКИЙ

У россиян проверили права.

В том числе и на образование...

Сеть неправительственных организаций «Продвижение и защита социальных и экономических прав в Российской Федерации с использованием международных инструментов», фонд «За гражданское общество», Центр развития демократии и прав человека провели первый в истории страны мониторинг нарушений социальных и экономических прав граждан. Исследование проводилось в 15 регионах страны и на федеральном уровне.
27 марта в Музее Сахарова основные результаты мониторинга и аналитическое исследование «Социальные и экономические права в России» были представлены общественности.

Мониторинг проводился по четырем тематическим группам: право на труд, на социальное обеспечение, на наивысший уровень физического и психического здоровья, на образование.
В результате выявлены неполное соблюдение, системные проблемы и отдельные грубые нарушения по всем изученным категориям прав. Теперь авторы мониторинга начинают общественную дискуссию о возможности обеспечить россиянам одновременно соблюдение гражданских свобод и социальной справедливости на основе норм и стандартов, заложенных в международно-правовых документах, участником которых является Россия.
Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, говоря о соблюдении права на образование, выделил шесть основных проблем в этой сфере. Первые две связаны с неравенством возможностей городских и сельских школьников в доступе к полноценному образованию: дети в сельской местности имеют серьезнейшие проблемы с элементарным «географическим» доступом в школу, а также лишены возможности выбора школы и профиля обучения в старших классах. Несмотря на отсутствие достоверного учета, есть основания полагать, что число детей, не посещающих школу, возрастает. Серьезную тревогу вызывают условия образования для детей-инвалидов. Слабо развита система профессиональной подготовки таких детей, что существенно осложняет их социализацию. В болезненную проблему выросли поборы с родителей, доходящие до 25% сумм, выделяемых на образование. Существенные различия в уровне предоставляемых образовательных услуг в дотационных и относительно благополучных регионах также являются нарушением права на образование.
Тем не менее авторы мониторинга отметили, что в сфере образования положение все же более благоприятно, чем в трех других, ставших объектом исследования.
Выводы и рекомендации по результатам мониторинга касаются прежде всего изменения системы финансирования образования: переход от так называемых неокрашенных трансфертов к целевым субвенциям, чтобы распределение расходов на образование было прозрачным и могло контролироваться государством и обществом. Для этого необходимо фиксировать минимальный уровень расходов на одного учащегося и контролировать эти расходы. Данный норматив должен ежегодно закладываться в Закон «О бюджете». В таком случае, если какой-либо регион или муниципалитет финансирует образование ниже установленного уровня, это станет нарушением закона со всеми вытекающими последствиями. Именно так можно компенсировать растущее социальное неравенство в доступе к образованию, особенно качественному.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru