Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Искусство жить, учить и учиться не торопясь

Как получить прививку от клипового мышления

«Я в цейтноте, у ребенка концерт, завтра куча уроков, еще не готов ужин, а у меня голова раскалывается и помидоры еще надо успеть засолить... извини, потом поговорим?» – в очередной раз слышу я от подруги, педагога, и, посочувствовав, вешаю трубку.
Есть очень мало людей, к ритму которых можно легко подстроиться, войти в унисон и чувствовать себя комфортно. Есть люди, ритм которых вносит приятную размеренность в действия окружающих. Однако в жизни города мало таких ритмов, больше других: захлопывающиеся перед носом двери троллейбусов, не глядящие друг на друга, спешащие люди, пугающие на пешеходных переходах машины.
К сожалению, не становится исключением и школа.
После нашего короткого телефонного разговора я понимаю, что завтра этот ритм зазвучит и в школе, а сейчас ему подвержена вся семья моей собеседницы. Тот ритм, которого теперь стараюсь избегать я сама, чтобы не передать его детям.
Ритм жизни – 60 ударов в минуту. Если прислушаться к своему сердцу, то сразу почувствуешь, что он несовместим с такими словами и фразами, как (нужно
их произнести, чтобы почувствовать): у нас мало времени, мы опять не успели, давайте поторопимся, начинаем быстрее, скоренько повторим пройденное, не отставайте, тебя никто не будет ждать, заканчивайте быстрее, нам снова не хватило времени.

Эксперимент в ритме жизни

Я шесть лет проработала в школе и, вкусив ее ритмов, получила прививку от них, потому что работала в экспериментальном классе.
Успел ли хоть кто-нибудь из ребят моего класса получить эту прививку? Думаю, что да, особенно дети из тех семей, родители которых приходили с вопросами к учителям, пытались понять, что мы такое особенное делаем. А главным секретом было то, что класс и учитель настроены на естественный для каждого ритм, когда ребенок воспринимает информацию о мире во всей его полноте.
Я взяла на себя труд помочь детям найти ритм жизни. Наши уроки строились особым образом, и учителя не сверяли свои действия с планом занятий, не ставили оценок, имели возможность больше слушать детей и мало говорили
сами.

Легкое дыхание

Чтобы поймать свои чувства, настроение, нужны пауза, особый ритм, особое дыхание. Поэтому я предлагаю ученикам: остановимся и почувствуем, какое у нас отношение к одноклассникам. К этому – нейтральное, к другому – безразличное, этот – забияка, с кем-то мне весело, а кого-то жалко. Важно суметь поймать и обозначить свои чувства, но еще труднее объяснить их для себя. На этом строится опыт эмоциональных переживаний.
Можно попробовать изображать чувства, примерять их к себе, угадывать у других, например, у литературных героев, у поэтов по их стихотворным строкам. Мы обсуждали в классе образы и русской классики, и современной литературы, потому что они передавали что-то очень похожее на переживания детей. Кроме того, через экспрессивные формы самовыражения, через речь дети актуализировали свои переживания, могли осмыслить их на более высоком понятийном уровне. В этом случае эмоции перестают нести травмирующий характер. Очень важно, что разговор происходит без вмешательства в личные переживания детей: объектом аналогий с литературными образами могут стать только события, происходящие в классе, свидетелями которых были мы все. Благодаря аналогиям с литературными героями анализ их образов становится более пристальным и внимательным, более детальным.

А не написать ли нам сказку?

Однако начинать нужно с анализа самых простых чувств и ощущений. В классе стоит коряга. Я предлагаю ребятам: опишите ее, используя различные чувственные каналы: слух, зрение, осязание, обоняние – каждое по отдельности или все вместе. Или посвятите коряге стихи. Вот что может получиться:
Коряга?
Изгибистый путь жизни, с кочками, запинками и ямками. Он весь в разводах, в тупиках, в сучках, в зазоринах. Путь жизни похож на реку, она течет, и у каждого она своя. У кого-то больше коряг и течение сильнее. В некоторых реках есть воронки, западни и паутины. У каждого свой путь.
Шишки, плоды, веточки и трава, цветы наполняют класс и живут вместе с нами. Пальма. Стоит и смотрит свысока, будто графиня. С ее высоты видно полмира. Наверное, хотелось ей спуститься вниз и посмотреть на всех снизу, как и каждой пальме. Ее раскидистые ветви стремятся вверх, но они так тяжелы, что кончики, будто сосульки, свешиваются вниз. Пальма – это живое существо, она может наклоняться и вбок, и вниз, делая вид, что это сильный ветер, и поправлять свою прическу-листья, мало того, пальма может ходить, но только с помощью почвы. Она умеет делать все, только надо ей помочь.
Есть сказка, написанная всем классом в канун Нового года. В тот день мы собрались, чтобы обсудить праздник, учиться уже никому не хочется, даже рисовать не очень хочется. Предлагаю уже перед расставанием на каникулы сочинить сказку. Интересно, как сразу меняется ситуация в классе: те, кто сидел за партами, встают и садятся на стулья, кто-то прилег на столе, мальчишки, самые непоседливые, ходят кругами. Образовался полукруг активных и галерка, вставляющая реплики. Сначала фразы приходят с трудом: тема не задана, сюжета нет, так как нет автора, с волнением сижу с листом бумаги и ручкой. Получится ли? Получилось! Команда, не договариваясь, не обсуждая, смогла построить рассказ, в котором у каждого героя свои особенности, присущие их возрасту и статусу, есть некая таинственность, свойственная новогоднему празднику, есть повседневная реальность, на которой и держится сюжет, и этот сюжет достоверно и тонко представляет нашу жизнь, наши отношения.
Такая сказка может появиться только в особой ситуации. Когда учитель сидит в одном кругу с детьми, за одним столом, когда все видят глаза друг друга и улавливают чувства и настроение.
В психологических тренингах используется упражнение на интуицию, на чувство локтя.
Все становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга, опустив головы и не глядя друг на друга. Задача – посчитать от 1 до 10, не перебивая друг друга. Это упражнение можно рассматривать и как тест на сплоченность. Рассказ, который сочинили дети, – тоже упражнение и тоже тест на умение понимать друг друга, слышать друг друга, на развитость эмоциональной интуиции, на умение смотреть на обыденную жизнь особым, творческим взглядом.

Секрет «хорошей жизни»

Из опыта работы знаю, что и у взрослых людей после создания особой ситуации самовыражения появляются работы, передающие их внутренний мир, их картину мира. Эти картины оказываются в поле актуального внимания и могут быть осознаны. В результате может измениться стиль жизни, стиль поведения человека. И это произойдет не усилиями психологов, а усилиями самого человека, с помощью образов начавшего рассуждение о себе или благодаря этим образам посмотревшего на мир и людей другими глазами. Задания, о которых я рассказала, – это возможность найти путь к самому себе. И если тексты получаются такими выразительными и неожиданно талантливыми у всех детей класса, это всего лишь свидетельство эффективности работы их восприятия. К концу седьмого класса письменные работы всех учеников отличались не только связностью и законченностью, но и целостностью, причем за счет разных приемов построения текстов.
У тех, кто впервые видел наш класс, возникало много вопросов: а получают ли дети знания, предусмотренные школьной программой; можем ли мы быть уверены, что ученики будут подготовлены к дальнейшей учебе... На некоторые я и сама продолжаю искать ответ. Но в главном я уверена: если у нас работают все каналы восприятия, то эффективно формируется образ мира, а это залог успеха в любой деятельности и в образовательной тоже. Воспринимающая система школьника должна быть хорошо настроена. Опыт нашей деятельности в экспериментальном классе продемонстрировал реальную возможность этого в школьных условиях. Для этого оказалось необходимо переориентирование целей образования с трансляции знаний на саморазвитие в культурном поле и заинтересованность в этом всех участников образовательной деятельности (педагогов, родителей, детей, администрации), а не одного педагога. Но что для этого нужно? Вслед за Л.Толстым можно повторить: «Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их». И я спрашиваю себя: умеет ли педагог, профессионал в своей области, хорошо жить сам? Для меня эта хорошая жизнь во многом определяется естественными для жизни ритмами, в которых реализуются заложенные природой возможности человека.

Ирина КАЛИСТРАТОВА
г. Нижний Новгород

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru