Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2003

Первая тетрадь. Политика образования

БИЛЕТ НА ЭКЗАМЕН
 

Весна – один из самых напряженных периодов в подготовке к предстоящему единому государственному экзамену. Завершается обучение администраторов, операторов, экспертов (из числа школьных учителей, преподавателей вузов и ссузов), которые будут участвовать в проведении экзамена и проверке работ. Заканчивается разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов (КИМов) по 13 предметам, включая четыре иностранных языка, их утверждение и передача на тиражирование. Организуется сбор информации об образовательных учреждениях и выпускниках, планирующих принять участие в ЕГЭ, а также подготовка приказов, касающихся участия в эксперименте учреждений высшего и среднего профессионального образования. Совершенствуются инструкции.
Вся эта работа распределена по четырем основным уровням: федеральному, региональному, муниципальному и уровню образовательного учреждения. Мы попытались выяснить, что же реально ложится на плечи региона и школы в подготовке к ЕГЭ-2003, начав, конечно, со знакомства с задачами, которые решаются централизованно.

Овена КОРСУНОВА

ЕГЭ: разрез по вертикали

Чтобы единый экзамен заработал, к нему сегодня приходится всерьез готовиться решительно всем – от чиновников Министерства образования до учителей и школьников

ЕГЭ-2003: ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ

По результатам эксперимента прошлых лет в процедуру проведения ЕГЭ в 2003 году будут внесены следующие изменения:
1. Увеличится время выполнения заданий по отдельным предметам (математика, литература).
2. Упростятся бланки ЕГЭ, в частности, сократится количество полей в бланке регистрации, который заполняется учеником
в начале экзамена.
3. Для распределения выпускников и операторов по аудиториям станут использоваться компьютерные программы.
4. Эксперты смогут одновременно, а не поочередно проверять задания части С, так как будет изготавливаться копия бланка
с ответом выпускника.

Информация предоставлена Отделом обеспечения ЕГЭ Департамента общего образования Министерства образования РФ

Центр

Министерство образования Российской Федерации ежегодно проводит открытые конкурсы для организаций, желающих получить право на участие в подготовке и проведении ЕГЭ. Для ЕГЭ-2003 победителями по различным направлениям стали:
Московский институт открытого образования совместно с Федеральным институтом педагогических измерений (подготовка КИМов);
Центр тестирования Министерства образования России (организационно-технологическое обеспечение экзамена);
Объединение довузовского образования «УНИКУМ-ЦЕНТР» (подготовка специалистов).
Начиная с октября специалисты названных организаций и отдела обеспечения ЕГЭ Департамента общего образования Министерства образования России провели 11 совещаний для участников эксперимента. Одно всероссийское (52 региона), пять межрегиональных (Новгород, Челябинск, Краснодар, Красноярск, Якутск с участием дальневосточных территорий). Плюс совещания и семинары в Томской, Волгоградской, Кировской областях, Алтайском и Хабаровском краях. Кроме того, Центр тестирования проводит выезды в каждую территорию по своему плану-графику. Фактически все эти мероприятия – обучающие. Поскольку специалистов не так много (например, в рабочую группу отдела обеспечения ЕГЭ входят всего 10–15 человек), работа для них получается очень напряженной.
Проведение пробного единого государственного экзамена по математике – идея этого года – ориентировочно запланировано на 25 апреля. Его цель – отработать схему проведения экзамена в каждом регионе, определить ее слабые места. Для выпускников суть пробного экзамена – знакомство с КИМами, тренировка в заполнении бланков.

От края до края

Органы управления образованием каждого региона – участника эксперимента заключают госконтракт, предусматривающий работу по следующим основным направлениям:
1. Разработка нормативно-правовой базы подготовки и проведения ЕГЭ, утверждение региональных документов.
2. Формирование схемы организации ЕГЭ (количество участников, перечень предметов, расположение пунктов проведения ЕГЭ и первичной обработки информации, создание и развитие регионального центра обработки информации, маршруты перевозки КИМов и других документов) с учетом особенностей территории.
3. Подготовка специалистов, занятых в организации экзамена, в том числе учителей выпускных классов.
4. Обучение выпускников этого и прошлых лет (кто сдает ЕГЭ).
Реально организациями, которые получают право курировать подготовку и проведение ЕГЭ на уровне региона, становятся ИПК, системы довузовской подготовки, муниципалитеты, а также центры оценки качества образования, как сложившиеся до начала эксперимента по ЕГЭ (например, в Самарской и Псковской областях, Красноярском крае), так и появившиеся специально под его нужды (Якутия).
В 16 территориях, которые хоть раз прошли через ЕГЭ, не завидуют новичкам. У многих уже есть свои ноу-хау. К примеру, от Ростовской, Новгородской, Самарской, Оренбургской областей, Республики Башкортостан поступило большое число предложений по нормативно-правовой базе эксперимента, и они учитываются в документах, регулирующих проведение ЕГЭ на федеральном уровне. В Томской области особенно продуманы механизмы участия в ЕГЭ вузов. Самарцы по сравнению с прошлым годом изменили схему подготовки экспертов – членов предметных комиссий, которые проверяют задания части С. В этом году экспертные группы планомерно комплектуются и проходят обучение уже с января. Через них проходит гораздо большее число людей, чем нужно будет проверяющих. От этого двойная выгода: во-первых, есть резерв экспертов, во-вторых, интенсивнее происходит переподготовка кадров. А вот в Чувашии каждый учитель выпускных классов обязательно составляет собственный тест по аналогии с ЕГЭ. Здесь убедились, что только таким образом можно помочь учителю разобраться в устройстве теста и в качественных отличиях заданий частей A, B, C. Когда учитель разберется сам, тогда и ученику объяснит.
Регионы готовы внести и другие предложения по подготовке и проведению ЕГЭ, их не один десяток. Другое дело, что в этом году серьезные изменения в процедуре проведения ЕГЭ не предусмотрены. Предполагается (здесь мы возвращаемся на федеральный уровень), что после ЕГЭ-2003 состоится общий анализ результатов эксперимента за три года. Тогда и решится, какие из предложений регионов обретут плоть и кровь.
Особая забота территорий – проведение PR-кампании в поддержку ЕГЭ, а также обеспечение школ всей необходимой информацией и учебными пособиями. Организаторы ЕГЭ в одном из регионов поделились опытом: надо бесплатно раздать книжечки с тестовыми заданиями каждому будущему выпускнику (с условием вернуть их потом в школу), пусть готовятся. Правда, в школах эту информацию подтвердили лишь частично: говорят, книжечек было гораздо меньше, чем требовалось, и комплекты достались только самым пробивным директорам.

Школы

На уровне образовательного учреждения решаются сразу несколько задач подготовки и проведения ЕГЭ. Как и на более высоких уровнях, в ней можно выделить две стороны: организационную и содержательную. Организационная, будем считать, касается заполнения документов, формирования банка данных, назначения ответственных. Содержательная связана с подготовкой учителей и детей. Управленцы ставят учителей на первое место: нужна разъяснительная работа, нужны обучающие семинары.
А дети? Учебно-методическое пособие, подготовленное по результатам эксперимента 2001–2002 года, советует школьной администрации готовить выпускников (поступающих) к участию в ЕГЭ следующим образом:
1. Разъяснить им и их родственникам содержание и цели проведения ЕГЭ.
2. Разъяснить «Инструкцию по подготовке и участию выпускников XI (XII) классов образовательных учреждений в ЕГЭ».
3. Ознакомить с организацией и технологией проведения ЕГЭ.
4. Организовать изучение «Инструкции по заполнению бланков ЕГЭ» и «Описание бланков ЕГЭ».
5. Обучить правильному заполнению бланков ЕГЭ.
6. Ознакомить с процедурой проверки ответов, выставлением отметок.
7. Провести с будущими участниками ЕГЭ пробный экзамен в форме и по материалам прошлого ЕГЭ.
8. Ознакомить с процедурой рассмотрения апелляций.
9. Ознакомить с правилами приема и зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения по результатам ЕГЭ и составом вузов (ссузов) – участников эксперимента по проведению ЕГЭ.
10. Обеспечить будущих участников ЕГЭ различного рода обучающими программами, методическими пособиями, информационными и рекламными материалами по подготовке и проведению ЕГЭ.
Как мы видим, главное – научить ребят работать с КИМами. Учителя и управленцы утверждают, что основных трудностей две:
1. Психологическая готовность выпускника к тестовой форме контроля.
2. Знание тонкостей сдачи теста именно в форме ЕГЭ.
В школах, где тесты не в новинку, дети знают хитрости вроде: выполнять задания теста можно в любом порядке; не знаешь, как сделать это, – переходи к следующему. Выпускникам нужно объяснить, что задания КИМов в отличие от обычной контрольной вовсе не требуют стопроцентного выполнения.
Специфика ЕГЭ, о которой должны знать ученики, во-первых, в введении качественно различных заданий (уровни А, В и С), во-вторых, в использовании бланков, заполняемых по определенным правилам.
Типичные ошибки и затруднения выпускников в работе с содержанием тестов ЕГЭ:
1. Не дочитывают задание до конца, пытаются по первым его словам угадать правильный ответ.
2. Знакомясь с заданиями части В и С, не видят сущности задания за необычной формулировкой, не учитывают дополнительные, усложненные условия задачи (то есть выполняют задание повышенной трудности как типовое).
3. Затрудняются в выполнении заданий, связанных с развитием речи (тест по русскому языку), например, задание, которое требует восстановить правильный порядок абзацев текста.
Реально школы, в которых дети хорошо написали ЕГЭ, – это специализированные школы, школы-лицеи, где работают высококвалифицированные, талантливые учителя (например, учителя-лауреаты конкурса «Учитель года» регионального уровня) или школы, в которых:
– было пересмотрено тематическое планирование по предметам и в январе–феврале «закрыты» программы одиннадцатого класса;
– тотально введена тестовая форма контроля (например, проводится 5–6 мини-тестов по одному предмету в течение месяца, начиная с первой четверти);
– введены дополнительные занятия по предметам, которые назначены или выбраны для сдачи в форме ЕГЭ;
– третья-четвертая четверти посвящены исключительно подготовке к ЕГЭ.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ: ГДЕ ИСКАТЬ

На издание нормативно-правовых документов, контрольно-измерительных и учебно-информационных материалов по ЕГЭ (в бумажном и электронном виде) уполномочены следующие организации – победители специальных конкурсов:
1. Издательство «Просвещение».
2. Издательство «Интеллект-Центр».
3. Центр тестирования Министерства образования РФ.
4. АОЗТ «1С».

Кроме того, можно найти в Интернете:
1. Официальный сайт информационной поддержки ЕГЭ: www.ege.ru , в том числе рекомендации по психологической подготовке выпускников – www.ege.ru/technology/recom_exam.html .
2. Практически полный текст учебно-методического пособия «В помощь организаторам единого государственного экзамена» (М.: Уникум-центр, 2002), которое может быть интересно администрации школы, учителям, выпускникам, родителям: www.mongokhto.narod.ru/download/ege/z10.htm    (пособие этого года в свободном доступе пока не появилось).
3. Информацию об опыте подготовки и проведения ЕГЭ в территориях: cde.sakha.ru (Республика Саха (Якутия), www.ege.ooipkro.ru  (Оренбургская область), www.ege.moipcro.ru  (Мурманская область).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru