Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАНИЕ ПО ГРИНВИЧУ

Александр АДАМСКИЙ

«Эврика» передает из Лондона

Как устроено гражданское управление школой в Англии

Важным этапом развития попечительства стала стажировка, разработанная «Эврикой».  Ее итоги будут представлены на ежегодном сборе «Эврика-Авангард» 19–22 апреля 2003 года.
Сегодня мы предлагаем читателям «Первого сентября» записки нашего обозревателя Александра Адамского о том, как устроено гражданское управление школой в Англии.

Cтажировка эвриканцев была организована заранее с помощью Интернета. Разработали семинары в разных школах, условились об участии в заседаниях попечительских советов, дискуссиях с попечителями, директорами и детьми, о посещении уроков. В конце поездки – рефлексия и обобщение материалов.
Все, как обычно на «Эврике», только в другой стране и на чужом языке.
Кстати говоря, проблема языка показалась нам одной из самых интересных и показательных. Дело в том, что в течение последнего десятилетия в российской образовательной политике раз от разу возникали недоразумения, связанные с неверным толкованием заимствованных в чужом языке понятий.
И вот новая проблема: терминология общественного управления образованием. Чиновники и политики, узнав, что в англоязычных странах используют слово “governors”, поспешили ввести в русскоязычный оборот выражение управляющие советы. Вместо советов попечительских. Но на самом деле смысловой перевод этого понятия – не управляющий, а правящий. Общественный орган управления школой не управляет ежедневной жизнью, не руководит школой, а правит, то есть определяет стратегию, политику, в том числе и бюджетную.
После длительных дискуссий и тщательных выяснений в течение всего предшествующего года мы пришли к выводу, в котором еще раз убедились во время изучения общественного управления в Англии: наиболее точный термин для обозначения общественного управления в школьной системе – попечительский совет.
Это дает возможность не только продолжать укоренившуюся в России традицию опеки общества над школой, но и наполнить это понятие новым смыслом: попечительский совет как орган общего правления школой, который при этом не подменяет собой директорское руководство образовательным учреждением.
Итак, речь идет о попечительских советах, союзах попечителей и органах гражданского правления школой.

Цели и задачи попечительских советов в Англии

Оправдались две эвриканские гипотезы. Во-первых, попечительские советы являются институтом образовательной политики, а не клубом спонсоров школы.
Во-вторых, попечителей можно и нужно готовить. Образовательная программа подготовки попечителей эффективно действует по всей Англии.
Для нас это был настоящий подарок: мы начали подготовку попечителей на свой страх и риск, и даже многие международные чиновники от образования, которых теперь много появилось в России в связи с активностью западных фондов, удивлялись: зачем нам программа подготовки попечителей? Они либо есть, либо их нет.
Но оказалось, что просто гражданской активности для эффективной образовательной политики мало, необходима серьезная подготовка членов попечительских советов.
В графстве Энфилд, например, создан специальный центр при местном органе управления образованием и Центре развития учителей. Руководит этой работой Сатам Латей, который представил нам не только разработанную в Энфилде программу подготовки попечителей, но и рассказал, по какой схеме проводится отбор попечителей и как организована работа с ними.
А в графстве Линкольншир заинтересовались эвриканской программой подготовки попечителей, особенно индивидуальной работой и дистантной частью подготовки.
В Национальной церковной школе в Грентхеме (названия школ в Англии носят исторический характер, эта школа вовсе не религиозная, но она давным-давно была основана церковью, отсюда и название) нас пригласили на заседание попечительского совета. В повестке дня заседания, которое вел Эрик Макдоналд, один из самых уважаемых людей в Грентхеме, заслушивали отчет директора и предложения по увеличению бюджета занятий с детьми с особыми потребностями.
Отчет был роздан заранее, и поэтому обсуждение велось по пунктам. Серьезных замечаний у попечителей не было, особо обсуждался лишь пункт о привлечении новых молодых учителей, например, по эстетическому циклу. Школа славится своими музыкальными и спортивными традициями, и у Джона Гиббса, ее директора, важная забота: привлечь молодых способных музыкантов и спортсменов для работы с детьми. Попечительский совет выделяет для этого специальные деньги из бюджета.
Точнее, деньги выделяются на этапе формирования бюджета, а сам совет собирается раз в триместр, чтобы проверить, тратятся ли они согласно утвержденной бюджетной политике.
Цели попечительского совета: утвердить образовательную политику школы, ее приоритеты, ее философию, ее лицо. Это главное.
Затем – нанять директора.
Кроме того, утвердить бюджет.
И одобрить программы.
При этом важнейшая особенность деятельности попечительского совета: он не руководит школой.
Роб Полеторп, директор школы в Линкольне, заявил нам, что он единственный начальник в своей школе. И это подтвердили все директора. Единоначалие обеспечивает эффективное руководство английской школой, особенно если учесть ее финансовую автономию.
Итак, директор – единоначальник.
А в чем же роль попечительского совета?
В том, что совет нанимает директора и может его снять.
На этом и строится баланс полномочий: директор – полный хозяин школы, но только после того, как его наняли, и до того, как его уволят.

Эвриканская инспекция

Одним из удивительных открытий «Эврики» в Англии стала инспекция школ. Так случилось, что сразу несколько школ, в которых мы были, либо только что пережили инспекцию, либо вот-вот ожидали ее. И конечно, директора и попечители из России очень заинтересовались: а как это у них происходит?
Оказалось, что нервное напряжение примерно такое, как и у нас, но суть инспекции другая. Прежде всего в инспекторской проверке важную роль играет попечительский совет.
Проверку проводят представители Королевской инспекции и независимые эксперты. Главное – собеседования с учителями, родителями и попечителями, выяснение школьного климата, уровня ученических достижений – как академических, так и личных. Затем составляется отчет, он представляется в школу, а после согласования утверждается и… публикуется в Интернете. Один из таких отчетов сейчас переводится и будет опубликован на сайте www.eurekanet.ru.
И родилась такая идея: а что если попробовать провести совместную эвриканско-английскую инспекцию английской и российской школ? Российские эвриканские инспекторы-эксперты участвуют в инспекции английской школы, а англичане – российской.
Политическому руководству графства Линкольншир идея совместной эвриканско-английской инспекции понравилась. Правда, до ее реализации – длинная дистанция. Надо согласовать массу формальностей и найти школы, готовые подвергнуться проверке, да еще подобрать инспекторов…
Так что если кто-то из наших читателей хочет предложить свою школу для проведения такой инспекции, пишите. А уж если найдется инспектор, который захочет в этом участвовать, – еще лучше.
… Программа обучения попечителей в «Эврике» только начинается. Международные стажировки – только часть ее. Опыт других стран показывает, что общественное правление в образовании заставляет власть искать баланс интересов – своих и гражданских.
И от этого выигрывает школа: и материально, и содержательно.
Увеличивается ресурс ее свободы. А свободная школа – это свободная страна, в которой живут свободные граждане.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru