Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЖЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ 
ТЕНДЕНЦИЯ 

Светлана КИРИЛЛОВА

Леди убивают джентльменов

Кто они, принцессы детектива?

Естествоиспытатель, заглянувший в книжный магазин, чтобы купить себе детективный роман, решит, что жители России зарождаются на свет в пробирках благодаря стараниям доноров.
90 из 100 авторов детективов принадлежат к прекрасному полу. На самом деле под пестрой паранджой «Марин Серовых» или «Светлан Алешиных» прячут лица литераторы-неудачники мужского пола. Это чистая коммерция. Издатели всего мира знают: детектив продается лучше, если он написан женщиной...
Почему?

Чего хочет женщина

Российский книжный рынок не балует нас подлинными биографиями женщин – авторов детективов. «Работала в Генеральной прокуратуре», «участвовала в спецоперациях», «работала следователем по особо важным делам»... Все эти пустые эпитеты относятся к коллективным авторам, которые строгают, подобно папе Карло, детективы-однодневки.
Какие профессии у реальных женщин, создающих реальные авторские детективы? На этот вопрос нам помогла ответить директор издательства «Фантом-пресс» Алла Штейнман. «Фантом» – одно из немногих издательств, которые знакомят читателя с современным зарубежным женским детективом. Все авторы и книги, на которые мы будем ссылаться, уже переведены на русский.
Итак, современные зарубежные детективщицы достигли профессионального успеха в мужских профессиях. Полька Иоанна Хмелевская – архитектор. Американка Сельма Эйчлер долгое время проработала в рекламном бизнесе, Вэл Макдермит – в издаваемой «Иностранкой» детективной серии под редакцией Бориса Акунина, журналист с шестнадцатилетним стажем. Англичанка Элизабет Питерс занимается Древним Египтом. Ее любимые герои – семья египтологов, которая мотается по раскопкам в сопровождении невыносимого отпрыска-вундеркинда.
Домохозяйки и лица, находящиеся в декретном отпуске, среди авторов успешных женских детективов попадаются редко. Женщины, считающие себя в первую очередь литераторами (Полина Дашкова), – тоже. Так же, как и работники (работницы) правоохранительных органов. Исключение составляют россиянка Александра Маринина и полька Хелена Секула. В финалах изящных, стильных и очень компетентных детективов Секулы читатели проливают немало слез. Эти романы не утратили своей свежести по сей день. В советской Польше они оказались под запретом. Автор, что называется, слишком много знал. И о польской прокуратуре в том числе...

Женский день

Итак, авторы детективов – это женщины, кое-чего добившиеся в своей основной профессии. Чего хочет женщина, выигравшая профессиональную конкуренцию с мужчинами? Любви? Бриллиантовое колье? Ребенка?
Нет. Эта женщина хочет написать детектив.
Можно усмотреть в этом еще одну форму женской эмансипации. Но не будем торопиться. Критики доказывают, что не существует литературы мужской и женской, а только хорошая и плохая. Но все-таки есть детектив мужской и женский. Без обид.
Классический детектив ХIХ века (который мы с полным правом можем называть мужским) родился как иллюстрация к рассуждениям о метафизике зла. «Он чуял зло, как кошка чует крысу» – эта фраза Честертона выражает мироощущение, вокруг которого строились классические детективные романы. Преступление метафизично. Зло завораживает и автора, и читателя. Недаром один из родоначальников жанра, создатель Шерлока Холмса Артур Конан Дойл, считался одним из самых знаменитых оккультных философов своего времени. Недаром создатель не менее классического детективного цикла о патере Брауне Гилберт Кийт Честертон был одним из самых известных религиозных писателей своего времени. Наконец, Чарльз Мэтьюрин, создатель «Мельмота-Скитальца», без которого не было бы ни одного современного детектива, был священником.
Конан Дойл и Честертон сказали на тему зла абсолютно все. Добавить их эпигонам было нечего. Наследником их философских книг стал жесткий детектив ХХ века, который чаще называют триллером. Впечатлительной Агате Кристи мог привидеться готический ужас «Десяти негритят», но она не могла бы сочинить «Молчание ягнят».
Писательницы ХХ века пошли другим путем. Они доказали, что детектив всегда был жанром, предназначенным для женщин. И женщины его нашли.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина парфюмерии и косметики Л'Этуаль. Теперь, для того чтобы купить элитную парфюмерию, Вам не надо тратить время на поход в бутик. Воспользовавшись услугами интернет магазина Л'Этуаль, Вы сможете приобрести нужный аромат, не покидая уютного кресла за Вашим компьютером, а низкие цены, скидки и акции позволят выгодно сэкономить на приятной покупке. Сайт интернет магазина Л'Этуаль располагается по адресу http://www.letu.ru/

Секс-миссия

Опустим шторы. В доме – убийство.
Пока мужчины будут размахивать руками и рассуждать о причинах мирового зла, хозяйка дома вытрясет половики, вытрет грязные следы полицейских и предпримет все, чтобы найти убийцу. Если в космосе что-то разрушилось, надо навести порядок. Там, где мужчина хватается за пистолет, женщина хватается за пылесос.
Женщине необходимо внести ясность. Именно эта способность прекрасного пола – вносить ясность в самую ужасную и запутанную ситуацию – принесла читательский успех лучшей отечественной детективной героине – милицейскому аналитику Насте Каменской.
Миссия женщины – устранять дисгармонию во всех местах своего пребывания. На службе («Подозреваются все» Иоанны Хмелевской), у родственников и знакомых (по части шкодящих родственников вне конкуренции детективы Дарьи Донцовой) или в соседнем садике (поклон вам, мисс Марпл!). Женщина становится гарантом стабильности в деревушке или маленьком городке («Как убить свою свекровь» британки Дороти Кэннел). Женская проницательность превращает зловещую Москву в простую и понятную «большую деревню» (в детективах Марининой об аналитике Насте Каменской). Женская доброта и оптимизм преображают Нью-Йорк в уютную, добродушную закусочную, где частный детектив вкусно ест, угощая свидетеля, убийцу или его жертву (Сельма Эйчлер, «Убийства – помеха любви»).
Женщины – героини детективных женских романов – это гении и охранители места наподобие римских ларов. Они любят свой дом и маленькую родину. Героиня женского детектива не станет изрекать в духе великого мистика Шерлока Холмса: «Как страшно, Ватсон, когда зло творит умный человек!» Она скажет: «Вперед, под мое крыло!» Эти женщины покровительствуют своим домашним – от кошек до брюзжащих троюродных дедушек – и всем, кто готов, отчаявшись найти справедливость и правосудие в современном мире, взывать к их материнскому заступничеству.
Есть, впрочем, вещи, которые с женским детективом несовместимы. Теория мирового заговора, например. Даже во времена «холодной войны» герои романов Агаты Кристи сопротивлялись пропагандистским байкам о «тайных обществах». Женщина трудно поддается пропаганде. Видимо, потому, что она по природе своей верит только в очень простые вещи.
Мужчине можно внушить, что дважды два – это пять. Женщина подобно тургеневской героине всегда помнит, что дважды два – стеариновая свечка. Верный инстинкт и умение устранить дисгармонию простыми средствами радует сердце читателя и вселяет в него надежду. Он голосует за женский детектив рублем, долларом и евро.
На вопрос: «Как вы провели бы свое свободное время, если бы его у вас было много?» – 80 процентов россиян отвечают, что занялись бы чтением. По опросам Московского дома книги известно, что современный покупатель книг – мужчина.
Реальный читатель – женщина.
Со всеми вытекающими последствиями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru