Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Нина КАШИНА

Книги отдельно – дети отдельно...

Жизнь в наших квартирах устроена так, что ребенок и «источник знаний» могут даже не встретиться

Два дня подряд сын-одиннадцатиклассник ходил за мной и монотонно повторял одну и ту же странную просьбу: «Дай “Горе от ума”!». Два дня я повторяла один и тот же ответ: «Возьми на полке». Потом надоело. Протянула руку к нужной полке, нашла том и осчастливила страждущего. Вопрос: «А сам-то что, маленький, неграмотный, найти не в состоянии?» Ответ: «Откуда я знаю, где ее искать!..» Приехали!
Самая читающая нация в мире еще хранит (по привычке?) в домах массу литературы. Интеллигентные семьи могли почти не иметь мебели и жилплощади, но книги они истово собирали, хранили и умножали.
Времена, когда обилие книг было еще и модно, плавно сменились другими. Теперь шкафы с книгами расставляют только в кабинетах и библиотеках. «Что это? Книга! Зачем, ведь у нас уже есть одна?..»
В каждом доме, где есть ученик и слово «образование» хоть что-то значит, висит хотя бы полочка для книг и учебников.
Короче, в каждом доме есть какое-то книжное хозяйство. Зачем оно хранится и можно ли им пользоваться, удобно ли и кому?
Если библиотека нужна только для интерьера, то пусть она хотя бы не принесет вреда.
Если библиотека нужна для дела, то в ней необходимо наладить какую-то всем понятную систему.
Если в доме живет один человек, то это его личное дело, пусть себе живет как хочет и как может.
Уже два человека способны в пух и прах разругаться из-за разного отношения к книгам и библиотечному делу...
Я помню наше совместное житье с родственниками мужа. Огромная библиотека была в личном ведении свекра. Книги стояли в глубоких полках в несколько рядов по очень странной системе. Найти что-то можно было, только спросив свекра. И если он был в настроении, то он извлекал нужное из каких-то глубин, а если нет – то нет.
Мою попытку систематизировать книжное хозяйство для всеобщего блага всех читающих домашних свекор воспринял как личное оскорбление и покушение на его собственность. Составленный мною полный каталог библиотеки был принципиально не замечен, пылился в дальнем углу до разъезда и был оставлен мне на вечную память.
После долгожданного разъезда стали налаживать собственное хозяйство, и я попросила старшего сына сделать полную компьютерную библиографию нашей собственной библиотеки. Схема простая, библиотечная: автор, название, издательство, количество страниц, тема, № полки.
Ребенок (это был 7 класс) сидел долго, лопатил эти завалы с упорством муравья. Когда я смогла рассмотреть проделанную работу, то пришла в ужас: в списках значились автор, название, далее странное определение «книга» или «книжка» (он делил их просто – по толщине!) и более ничего.
Короче, до сих пор нет у нас в доме работающей библиографии. До сих пор мы не знаем, какие книги в доме есть, каких не было, а каких уже нет. Мечту о настоящем компьютерном каталоге я еще не оставила – ведь польза от него всем очевидна, поскольку время от времени кто-то что-то пока еще ищет.
Потребность в книге у школьников всегда обморочная. В полночь дитё вдруг вспоминает, что завтра на урок нужно (далее называется очередной литературный шедевр и почти всегда с ошибками – записано-то на слух и без малейшего пиетета и предварительной информации об авторе), иначе учитель «порвет, как Тузик грелку». Начинаешь вспоминать: есть ли такое в доме, если есть, то где. Звонить соседям уже неприлично – поздно, трясти родственников – уже нет времени. В этом случае библиография жизненно необходима – она бережет время, силы и нервы.
Подготовка к любому экзамену или докладу требует сначала сбора литературы. Пачки книг тусуются около рабочего стола, дивана и везде, где происходит эта самая подготовка. Наконец экзамен сдан (доклад сделан)! Ура-ура! Жизнь течет дальше, а книги, если не обратить на это вовремя внимание, остаются, где стояли и лежали, и постепенно покрываются новыми слоями жизнедеятельности – сверху уже ролики, тренировочный костюм, огрызки и т.д. Потому возвращение всех книг на место – важный завершающий этап любой книжной работы.
Не менее важна привычка отдавать взятые напрокат книги обратно. Желательно вовремя и в приличном виде. Если ребенок это сделать по каким-то причинам не может, то взрослый, обнаружив в доме чужую книгу, обязан восстановить справедливость.
Книги – существа нежные, ранимые и совсем небезвредные. Есть определенная техника безопасности в общении с книгами: их защищают и от них защищаются.
Книги надо защищать. Книги защищают от пыли и прямого солнечного света (стекло, крышка или штора). Книги не любят влажности, воды, перегрева и плохого обращения.
От книжного воровства и банального «заныкивания» иногда спасают маркировка книг, ведение тетради взятого-отданного, хорошая память и нормальные отношения между людьми, вращающимися в вашем доме.
От книг приходится защищаться. Книжная пыль – очень распространенный аллерген, есть там клещ или нет – это уже детали. Книги в спальне во всех смыслах не нужны, если только под стеклом.
Книги – очень действующая субстанция. Не зря их хранят под подушками, ставят на видное место, держат при себе настольной книгой. Есть мнение, что полки с незащищенными книгами небезопасны энергетически, потому лучше вынести их в коридор, кабинет, гостиную.
Некоторые книги вообще лучше в доме не держать: уже по обложке видно – зараза!..
Каждый раз, когда вижу книги на помойке, сжимается сердце. Выбрасывают не только полные собрания сочинений Ленина. Выбрасывают все: поэтические антологии, старинные карты Москвы, томики Чехова. Сразу ясно: какой-то хороший человек умер, а наследникам его сокровищ даром не надо. Так отдайте другим, отнесите в наши районные библиотеки, в школу, не губите зря!
...Так вот, разговор о книжном хозяйстве. Есть оно в каждом доме и требует, как всякое хозяйство, ухода и заботы, внимания человеческого. Если хотите, чтобы ваши дети относились к книжному хозяйству уважительно и с пониманием, то надо приучать с младых ногтей этому самому уважению и пониманию. Пусть малыш сам расставит свои книги на своей полке, пусть школьник перелопатит библиотеку и сделает общий каталог, чаще просите найти нужную книгу (человек ознакомится с книжной географией вашего дома) – дети любопытны, по ходу дела они обязательно сунут нос в эту книгу. А то столько разговоров, что нынешнее поколение не читает! Просто в современных квартирах книги отдельно, дети отдельно – они могут и не встретиться вовсе!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru