Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Ученик отвечает школе, но...
не успевает у нее ни о чем спросить

Авадутика Анандарама, или Диди, как ее называют друзья и ученики, родилась в Венгрии, объездила полмира, сегодня является гражданкой США, занимается проблемами развития интеллектуальных способностей детей, работает в Голландском научно-исследовательском институте, пишет книги, проводит семинары в разных странах.

Учить жизни, а не школить

Современная система образования прекрасно справляется с преподаванием истории страны, биологии лягушек и математических формул. Такие вопросы и задают на выпускных экзаменах. А ведь по-настоящему задачей старшей школы должно быть выстраивание индивидуального образовательного пути, обучение построению карьеры. Завершение школы – это своего рода проект, где люди могут применить то, чему научились за долгие годы, и продемонстрировать результат, по которому можно будет судить о степени их развития. К сожалению, выпускников спрашивают только о датах и цифрах.

Отфильтрованные дети

Когда я сама была старшеклассницей, то воспринимала одноклассников как соперников. Школьная система, обрушивая на нас контрольные и тесты, постоянно нас «фильтровала»: насколько хорошо ты умеешь читать, плавать, решать задачи. Оценки становились показателем нашего положения в классе, возможностью поступить в тот или иной вуз, в конечном итоге от них начинало зависеть наше будущее. Отбор зависел и от того, какую музыку мы слушаем, за какую спортивную команду болеем, даже от того, за какой партой сидим. Таким образом, любой представитель человечества – от гения до идиота, от альтруиста до эгоиста – находил свое место в школе.
Мы редко общались с людьми вне класса, поэтому наш опыт общения был достаточно ограничен. Волей системы мы оказались членами группы и чувствовали свою связь с этой группой, но не друг с другом. И вот мы закончили школу и поступили в колледж.

Просто жить

Именно тогда я поняла, как огромен мир. В колледже кто-то мне сказал, что оценки не главное. Ты можешь узнать что-то полезное, даже не открыв книгу, прогуляв лекцию. Просто живи! Если бы я знала об этом раньше, я была бы лучше готова к встрече с многочисленными проблемами общества, лучше готова к жизни в целом.
Экзамен должен проверять больше, чем просто факты и формулы. Несомненно, необходимо следить за развитием фактов, но нельзя забывать следить за развитием человека.
Проблема в том, что есть обучение в классе и есть образование, которое ребенок получает за пределами школы. И нельзя думать, что самое важное записано в учебнике, а все, что происходит на улице, не считается.
Конечно, можно многому научиться в классе. Подготовка к современным экзаменам развивает память, «учит учиться», то есть находить и использовать различную информацию. Это умение может пригодиться и в школе, и в жизни. Но все люди учатся по-разному: одни быстро схватывают, другим необходимо больше времени. Есть дети с совершенно нестандартным мышлением. Экзаменационная система не учитывает индивидуальных особенностей. Парадоксально то, что после школы общество ценит нас именно за наши отличия друг от друга, но в школе нас всех учат одному и тому же, стремятся сделать одинаковыми.

Ответил, но не спросил

Я наблюдала за тем, как мои младшие братья проходили через школьные трудности, и была свидетелем их удач. Мой средний брат, устав от забот частных преподавателей, решил сдать экзамены в государственной школе. В этот момент он был гораздо младше других выпускников, и задача оказалась достаточно тяжела для него. Однако он быстро освоил некоторые хитрости, научился угадывать верные ответы и прошел через экзаменационную систему без особой нервотрепки. Правда, он убедился, что она не имеет никакого отношения к его жизни и его реальным вопросам, проблемам. Он хотел говорить о мире, о своем месте в обществе, но школа не предоставляла ему такой возможности. Конечно, мы обсуждали это дома, но его интересовало, что думают сверстники, учителя. К сожалению, поговорить с ними по-настоящему он мог только за пределами класса, после звонка. После уроков все спешили на автобус. Ответив на все экзаменационные вопросы, мой брат сам не успел никого ни о чем спросить в школе. Ни о чем действительно важном для него.

Вы знаете, как работает фондовая биржа?

Мой самый младший брат учился большую часть своей жизни в достаточно необычной частной школе. Да, там его научили читать и считать, но, кроме того, они с учителем и другими ребятами успели обсудить все, что происходит в мире. Еще в младших классах он задавал мне вопросы, над которыми я сама задумалась только в старшей школе. Он уже знал, как работает фондовая биржа, и участвовал в школьной игре в биржу в 6 классе. Это здорово!
Очевидно, что современный экзамен заставляет учить. Учить по учебнику. Но детям для счастья и нормального развития необходимо общение с самыми разными людьми, участие в самой разнообразной деятельности. Ученикам должно быть интересно то, что происходит в школе. Школа должна включать в себя весь мир и, не ограничиваясь книгами, учить жизни.

Авадутика АНАНДАРАМА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru