Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

МИНИСТЕРСТВО-КОЛЛЕГИЯ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

«Система образования перешла
от выживания к...»

А к чему именно она перешла – можно было узнать на итоговой коллегии Министерства образования

Коллегия была посвящена обсуждению итогов работы за 2002 год и задач по реализации Концепции модернизации на период до 2010 года. Открывая заседание, министр В.Филиппов сказал, что “система образования перешла от выживания к этапу активного обновления и развития”. Это заявление прозвучало в день всероссийской акции протеста учителей.

На трибуну по очереди поднимались представители всех уровней образования по принципу “снизу доверху” – от школы, ПТУ, ссузов до вузов – и не столько анализировали насущные проблемы, сколько отчитывались, что сделано. А ведь столь представительные форумы, на которые собираются ректоры вузов и руководители всех региональных органов управления образованием, министерство организует не чаще чем раз или два в год. И тем более досадно, что вместо дискуссии они превращаются в мероприятия по “одобрямсу” деятельности главного образовательного ведомства.
И все-таки в некоторых выступлениях звучали сомнения и тревоги, идущие вразрез с парадным стилем.

Инновации для галочки

В.Филиппов бодро отчитался: информатизация образования идет полным ходом. Компьютерами уже оснащены сельские, поселковые и городские школы, на очереди – ПТУ и педвузы. До августа текущего года планируется обеспечить доступ в Интернет за счет установки примерно 15 тысяч спутниковых тарелок в отдаленных сельских школах, на что потребуется 340 млн рублей.
А что кроется за фасадом этих эффектных на первый взгляд фактов и весомых расходов?
По свидетельству министра образования Кабардино-Балкарии Хаути Сохрокова, информационные технологии и Интернет в учебном процессе практически не используются (за исключением уроков информатики). Не развивается дистанционное образование, закон о котором был принят в прошлом году. Главная причина – учителя не обучены работать с компьютером.
“Мы надеемся, что Госдума спустя 11 лет наконец-то примет закон о стандарте, – с раздражением заметил В.Филиппов. – Если же этого не произойдет, министерство будет вынуждено ввести новое поколение стандартов как очередные временные требования к содержанию общего образования, как это было все предыдущие годы”.
Главное – поскорее поставить галочку напротив очередного пункта программы модернизации.
Тем временем специалисты чрезвычайно обеспокоены тем фактом, что реформирование отрасли происходит стихийно, без необходимого учебно-методического и кадрового обеспечения.
Выступая на “круглом столе” накануне коллегии, главный редактор издательства “Просвещение” Маргарита Леонтьева отметила, что пока еще ни в одном издательстве нет полного комплекта учебников для профильной школы, введение которой запланировано на 2005 год. Более того, еще идут споры вокруг самой концепции этих учебников. К тому же в связи с введением предпрофильной подготовки девятиклассников, которую планируется начать с 2004 года, предстоит издать дополнения к ныне действующим учебникам, а в свете наступления ЕГЭ – снабдить учебники для всех классов заданиями в форме тестов. Создание и корректировка учебников – процесс длительный и скрупулезный, и издатели опасаются, что не уложатся в отведенные жесткие сроки.

Возвратилось ли государство в образование?

В этой идеологии выдержан президентский законопроект, согласно которому финансирование зарплаты педагогов и учебных расходов должно осуществляться из региональных, а не муниципальных бюджетов, как это происходит в настоящее время.
Далеко не все разделяют убежденность Владимира Филиппова по поводу бесспорного совершенства этого документа.
По словам начальника Главного управления образования Красноярского края Владимира Шишмарева, норматив должен учитывать совершенно новые статьи расходов, необходимых для продвижения реформ: будь то доступ в Интернет, приобретение автобусов для подвоза сельских детей или повышение квалификации педагогов.
В ближайшие годы предстоит передача большинства ПТУ и ссузов (за исключением образовательных учреждений оборонного комплекса) с федерального уровня в ведение субъектов Федерации. В выступлениях вице-премьера российского правительства Валентины Матвиенко и Владимира Филиппова отмечалось, что процесс передачи на региональный уровень должен сопровождаться комплексом мер, гарантирующих сохранение кадрового и учебно-методического потенциала этих образовательных учреждений. В качестве выхода из создавшегося положения Министерство образования предлагает соучредительство ПТУ и ссузов государством и предприятиями.
Что же касается общего образования, то в нынешнем году планируется организация при каждой школе попечительских советов, важнейшей задачей которых, по словам министра, станет привлечение внебюджетных средств от спонсоров и выпускников. (Каждая школа в нынешнем году должна открыть свои бюджетные и внебюджетные счета, которые будут представлены на всероссийском сайте в Интернете, для того чтобы каждый желающий имел возможность материально поддержать родное просвещение.)
В качестве примера Владимир Филиппов привел опыт Саратовской области и Республики Якутии, где благодаря спонсорам и выпускникам удалось привлечь в систему образования дополнительно 100–170 млн рублей за год.
Правда, по признанию самого министра, директора школ с недоверием отнеслись к этой идее: каждая копейка на официальных счетах будет жестко контролироваться казначейством и облагаться непомерными налогами.

Надежды предвыборного года

Чем закончится борьба против отраслевой системы оплаты труда? Этот вопрос не мог не волновать участников коллегии.
Министерство образования старается всячески дистанцироваться от конфликта и занять позицию, одинаково устраивающую учителей и правительство: поддерживая требование митингующих об установлении государственных гарантий, главное образовательное ведомство вместе с тем считает популистскими требования профсоюзов о повышении заработной платы на 70–80 процентов.
Но оставаться над схваткой министерству навряд ли удастся. В своем выступлении Валентина Матвиенко высказала упрек в адрес руководителей отрасли за то, что они “не очень гласно вели работу над концепцией отраслевой системы оплаты труда, что вызывает справедливые опасения у людей, которые напуганы произошедшими за последние 10 лет преобразованиями, реформами, невыполнением обещаний”.
“Мы постараемся убедить митингующих, что реформа оплаты труда задумана для их же блага”, – сказала В.Матвиенко и призвала руководителей органов управления образованием к такой же разъяснительной работе.
Со своей стороны 22 марта центристские партии организуют Всероссийский общественный педагогический совет – по всей видимости, с диаметрально противоположными целями.
Похоже, зарплата бюджетников становится козырной картой в борьбе за власть.
А учитель при этом рискует остаться у разбитого корыта.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru