Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Ирина ПРУСС

Колонка редактора

Ирина ПРУСС Почему никто не замечает, что профсоюзный лидер, глава первичной организации ФНПР (правопреемницы ВЦСПС), зарплату получает в той же заводской кассе, что и все наемные работники? Почему многие столь упорно продолжают верить в очевидное и невероятное: что их бюллетени и прочие социальные льготы оплачены их же членскими взносами? Образование не позволяет прикинуть, что этих взносов еле хватит на подарки детям к Новому году, а все остальное оплачивается из бюджета предприятия?..
Это один из многих загадочных феноменов общественного сознания и/или общественной психологии. Понятно, почему не желает вносить ясность в источники своего существования сама Федерация якобы независимых профсоюзов и все ее мелкие подразделения: на том и держатся. Гораздо менее понятно, зачем эта сказка работодателям, собственникам средств производства и его менеджерам: если бы каждый рабочий понимал, что его социальные блага напрямую выводимы из прибылей предприятия, он, возможно, вспомнил бы об общих корпоративных интересах, направленных на увеличение этой самой прибыли, а не накачивал бы в себе классовую отчужденность. Может, и работал бы получше.
Правда, с другой стороны, корпоративная солидарность держится прежде всего на взаимном доверии, а это доверие – на открытости, прозрачности, к чему наши менеджеры и собственники решительно не привыкли.
Доверие требует каждодневной подпитки, ежеминутной готовности доказать, что ты этому доверию вполне соответствуешь, а к такому стилю отношений у нас не привыкли. У нас уж если трудовой коллектив-семья, то семья патриархальная, с отцом родным во главе и малыми детьми, обязанными подчиняться немедленно и беспрекословно.
Но патриархальный стиль отношений решительно вышел из моды: уверена, что таких заводов, как описанный Светланой Климовой, найдется немного. Начальству верить у нас не принято. Это значит только одно: надо договариваться.
Договариваться-то у нас привыкли – без этого ни одно нужное дело не делается. Как пишут социологи и экономисты, у нас любые формальные правила тут же прорастают неформальными, “договорными”: ты ко мне по-человечески – и я к тебе так же. Пока можно по-хорошему – зачем скандалы, конфликты, качание законных прав, какие-то совместные действия? Надо было сильно разозлиться на своего хозяина, чтобы за его спиной устроить себе профсоюз, – видно, все другие “договорные” стратегии были исчерпаны. Правда, эта тоже оказалась недолговечной, хотя для данного конкретного случая и эффективной. Известно же: сила солому гнет, а плетью обуха...
Неужели придется проходить все с самого начала: беспардонность работодателя, отчаяние бесправного работника, стачки, забастовки, булыжник – орудие пролетариата? Неужели действительно правовое государство рождается только у загнанных в угол людей, вдруг уразумевших, что без этого им всем просто не выжить?
А может, мы все-таки окажемся достаточно обучаемыми и вынесем хоть что-то из уроков истории?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru