Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Андрей МИРОШКИН

Нина Гурьянова. Ольга Розанова и ранний русский авангард

Нина Гурьянова Ольга Розанова и ранний русский авангард – М.: Гилея, 2002 Розановы, как правило, приходят в столицу из глубинки. Василий Васильевич – из Костромской губернии, его однофамилица Ольга Владимировна, натурально, из Владимирской. О В.В.Розанове написано множество исследований и жизнеописаний, об О.В.Розановой недавно вышла первая в России книга. Автор ее – доктор филологии из Колумбийского университета США Нина Гурьянова, ведущий специалист по истории русского авангарда. Респектабельность и тщательность издания заставляют вспомнить «гилейскую» же монографию Владимира Полякова «Книги русского кубофутуризма» (рецензировалась в «ПС» четыре года назад), ставшую уже классической в искусствоведческих и библиофильских кругах.
Творения Ольги Розановой (1886 – 1918) долгие годы были запрятаны в запасники Третьяковки и областные российские музеи. Но коллекционеры, знавшие «гамбургский счет» в искусстве, азартно охотились за живописью и графикой легендарной авангардистки. За последние годы шедевры Розановой не раз выставлялись в престижнейших залах Москвы (вспомнить хотя бы международный проект «Амазонки авангарда» в ГТГ. Кстати, в «Амазонках…» Нина Гурьянова принимала участие как эксперт. Героиня ее новой книги всю свою недолгую жизнь вела азартную игру со временем и почти всегда выигрывала. Творческая биография Розановой – это конспект русского авангарда 1910-х годов. Кажется, она перепробовала все самое передовое, левое, радикальное, что было в те годы в отечественном искусстве. И везде оставила яркий, впечатляющий след. Искусство Розановой, пишет Н.Гурьянова, «не просто складывается из последовательных взаимосвязанных этапов, оно в первую очередь является неким неизменным единством, существующим как бы в «сжатом», «спрессованном» времени. Такие же истовость и стремительность были в искусстве Гончаровой, Ларионова, Малевича, Татлина…».
Маринетти призывал отвергнуть старое искусство напрочь. Русские будетляне, в большинстве своем выходцы из патриархальной провинции, в этом вопросе расходились со своим учителем. Лубок, примитив, иконопись привлекали и Ольгу Розанову, выросшую среди фресок Рублева. И стиль ее раннего периода ныне определяют как «примитивистский гротеск» – этакая гремучая смесь Матисса, Гончаровой и итальянских футуристов.
Она, словно зная, что отмерено ей немного, стремилась опробовать все. В 1913 году Розанова пишет манифест художественной группы «Союз молодежи», вскоре объединившейся с литературной «Гилеей» (Хлебников, братья Бурлюки, Маяковский и др.). Публикует статьи и выступает с докладами. С блеском занимается книжной графикой, создает циклы литографий к сочинениям Крученых и Хлебникова. Оформленные ею книги «Игра в аду», «Война», «Заумная книга» – ныне букинистические уникумы, рекордсмены международных аукционов. Именно Розанова была художником книги «Тэ ли лэ», из которой читатели впервые узнали сакраментальное крученыховское «дыр бул щыл»…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru