Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Американская школа в картинках

Мы часто сравниваем русскую систему образования с западной. Дескать, у нас программа по математике круче, а у них социальные науки преподаются красочнее и последовательнее. Возможно, что и так. И все-таки школа – это в первую очередь атмосфера, повадки детей, привычки учителей, а не все эти всевозможные методики, которыми пугают обывателя.
Сегодня мы решили отойти от классических рассказов об американской и европейской педагогике и предложить вашему вниманию две-три маленькие новеллы о нравах американской школы. Эти заметки тем более интересны, что их автор Валентина Бакмастер имела возможность сравнить американскую и постсоветскую массовую школу на практике.
Часто, когда в нынешней России говорят об американском образовании, имеют в виду частные учебные заведения, куда простому американскому и уж тем более простому русскому ребенку путь закрыт. Героиня этих историй, девочка Алена, учится в рядовом учебном заведении. И для создания объективной картинки мы можем смело сравнивать эту школу с третьей школой Вышнего Волочка или пятой школой Великого Новгорода. Сравнение – при всей социокультурной и экономической дистанции, – как нам кажется, будет очень любопытным.

Стиль и манеры американского школьника

Первое отличие, которое бросается в глаза в американской школе, – детям здесь больше доверяют, или, что иногда одно и то же, к ним более равнодушны. Почти нет того, что мы привычно называем воспитанием. Отсюда и свобода выбора: выбора не только школьной программы, но и стиля поведения и одежды.
Например, занятия по керамике с моей дочерью посещал мальчик, у которого почти вся голова выбрита, только посередине находился гребешок из волос. Каждый день мальчик окрашивал этот гребешок в разные цвета – от красного до синего – и старательно ставил на лак и гель. Каждый день мы спрашивали у дочери, какого цвета гребешок, и даже заключали пари. Да, это очень смешно. И окружающие к этому относятся как к издержкам роста. Девчонки стремились дотронуться рукой до его восхитительного сооружения, а преподаватели похлопывали по плечу и спрашивали: “Не надоело еще?” А в остальном это нормальный мальчишка. С ним очень приятно общаться. Когда я в первый раз увидела его, то пришла в совершенный восторг и попросила разрешения сфотографировать – он с удовольствием и очень добросовестно позировал.
Есть в школе девочка, которой нравится стиль “вампир”. Она ходит в красном и черном, блестящем и прозрачном, да еще с каким-нибудь мехом “тушканчика”. Красивая девочка и учится хорошо, а вот такой стиль, я бы сказала, не совсем уместный в школе. Но преподаватели с этим мирятся, потому что уважают в каждом ученике личность, пусть даже в период ее становления.
Общий стиль одежды американских школьников, конечно, здорово отличается от привычного нам в российских школах. В основном это невообразимо широкие джинсы, которые волочатся по земле, широкая майка и огромные кроссовки. Этакие охламоны. Нормально передвигаться в такой экипировке невозможно, поэтому у ребят выработалась особая походка, они тащат ноги, как на лыжах. Некоторые, устав от такого способа передвижения, снимают обувь и ходят босиком, хорошо, что в школе везде ковровые покрытия. К концу дня, конечно, носки и края брюк грязные... Но за чистотой в семьях следят очень строго. Одежда меняется каждый день. То есть ребята опрятные, но это не за счет их аккуратности, а за счет родителей.
В общем, я бы сказала, что стиль одежды несколько стандартизированный, что дети в Европе одеваются лучше, элегантнее. В школе по обмену училась группа из Германии; по манере одеваться она выгодно отличалась от хозяев.
…Дети очень жизнерадостные и живые, абсолютно без комплексов. Правда, на мой европейский взгляд, у некоторых из них непосредственность подчас граничит с дурными манерами. Например, здесь никого не удивляет то, что, если ребенок пришел к тебе в гости, он может открыть холодильник и взять из него все, что хочет.
В основной своей массе дети очень громкоголосые, особенно почему-то афро-американцы. Те 5–10 минут среди громко кричащих детей, что мы ждали Алену у дверей, чтобы забрать ее из школы, по воздействию можно приравнять к посещению футбольного матча. Ребята кричат, даже когда собеседник стоит рядом. Кроме того, они любят переговариваться через дорогу или через площадь. Привычка громко разговаривать очень заразительна, теперь, когда Алена приходит из школы, она еще несколько минут продолжает “вещать”, ей нужно время, чтобы перейти на привычный тон.
Я боюсь, что скоро у моей дочери выработается не только командный голос, но и походка тяжелоатлета. Немыслимо даже представить, сколько весит рюкзак с учебниками, который ей приходится ежедневно носить. Учебников каждый день самое меньшее шесть. Это великолепно изданные красивые книги с хорошими иллюстрациями и крупным шрифтом. Кроме необходимого материала там еще, как и везде в американской жизни, присутствует реклама. Один из учителей как-то пошутил, приободряя учеников, что на самом деле им придется выучить только половину объема книги – остальное реклама. В результате вес каждой книги около двух килограммов. А теперь умножьте это на шесть и прибавьте вес папок с тестами, которые тоже очень красивые, но тяжелые. Страшно смотреть каждое утро, как Алена водружает этот груз на спину да еще часть папок несет в руках.
Но все это поправимо, потому что жизнь школьников очень разнообразна. Иногда даже кажется, что она более разнообразна, чем у взрослых. Не исключено, что, следуя психологическим наработкам 60–70-х годов, школьникам и студентам в Америке дают устать от свободы, чтобы облегчить процесс социализации.

От человека к человеку

В американской школе постоянно действует установка: помогать тем, кто нуждается. Формы помощи самые разные. Это игрушки, которые собирают для детей из бедных семей, денежные пожертвования, специальные работы и занятия.
Каждый ученик старших классов обязан отработать в школе, помогая отстающим ученикам. Причем существуют официальные нормы: не меньше 10 часов за полугодие. Для этого каждый день после занятий школьный автобус отвозит ребят в одну из государственных школ, где они занимаются с детьми по разным предметам. На уроках в арт-классе студенты делают изделия из керамики, корзинки, кукольную мебель, а потом все это продается на школьных выставках. Вырученные деньги также идут на благотворительные цели.
Определенное количество часов школьники должны отработать в госпиталях или nursing house (дома для пожилых людей). Алениной работой в таком доме для престарелых руководила очень интересная женщина. Она окончила ту же самую школу, только 30 лет назад. Еще ученицей она отрабатывала здесь положенные часы. И эта работа настолько захватила ее, что она даже бросила университет, все свое время отдавая благотворительности. Со смехом она рассказывает, что все ее братья работают адвокатами, менеджерами, а вот она такая “необразованная” в семье одна. Но мы видели, как она работает, как она нужна этим одиноким больным людям.
То есть благотворительность в Америке – это не красивые слова, а реальная помощь. Дети помогают нуждающимся, но не из родительского кармана, а своим трудом. Так воспитывается чувство солидарности.

Российский ребенок в американской школе: проблемы адаптации

Первое время в Америке не прошло для нашей дочери безболезненно. Конечно, были очень большие перемены. После маленькой (400 человек) российской школы, где некоторые из учителей были нашими друзьями, ребенок оказался в огромной, хорошо организованной, но бездушной машине. Естественно, у нас возникло много трудностей, но главная – это адаптация к новым условиям и американский английский язык.
Первые же месяцы обучения показали, что уровень образования здесь ниже, чем в России, по крайней мере там, где училась наша дочь. Его можно назвать средним. Я должна подчеркнуть еще раз, что этот вывод относится только к подобному типу школ, то есть к большим городским школам. Именно эти школы являются объектом пристального всеобщего анализа. Результаты такого статистического анализа регулярно печатаются в газетах и журналах и присылаются всем жителям города по почте, так как, по сути, представляют собой характеристику среднего статистического ученика данного города, а следовательно – и среднего уровня образования, потому что в таких школах учатся дети самых различных слоев общества.
Две главные составляющие обучения в такой школе – это госпожа удача и собственное желание. Удача – потому что состав учителей очень неровный. Некоторые действительно специалисты очень высокого класса, но другие – откровенная посредственность. Собственное желание – потому что система государственных школ настроена на удовлетворение желаний очень широкого спектра семей, проживающих в данном районе. То есть после обучения в такой школе одни дети выходят с минимальным объемом знаний по общеобразовательным предметам, а другие, у которых есть желание и возможности, имеют довольно высокий уровень, не лимитирующий их поступление в университеты. По данным “Национального центра образовательной статистики”, 16,6% ребят бросают школу, не окончив ее, 33,3% довольствуются дипломом об окончании школы, 17,3% получают профессиональное образование в колледжах и 32,7% – в университетах.
Мы были крайне удивлены, когда увидели, что ученики не заинтересованы попасть в подготовительные классы по подготовке к колледжу, – вот что значит достаточно высокий и более или менее ровный уровень жизни в стране.
Например, в школе, где училась наша дочь, работал очень сильный преподаватель физики, но класс физика-II (программа для поступающих в колледжи) открыть не удалось, так как во всей школе (4500 учеников) не нашлось пятнадцати человек, желающих посещать этот класс. Иными словами, большинство диктовало образ жизни меньшинству.
Есть и еще одна проблема, о которой необходимо знать, когда русский школьник приезжает учиться в американскую школу, особенно на непродолжительный срок – на 2–3 года. Это проблема согласования школьных программ. Разница методик преподавания в русской и американской школах настолько велика, что согласовать программы, то есть выбрать класс, соответствующий знаниям ученика, практически невозможно. Обязательно надо или что-либо доучивать самому, или прослушивать во второй раз то, что уже проходили в русской школе. Кроме того, в Америке используется другая символика в физике, математике, химии. Здесь принята не метрическая, а британская система мер. Со всем этим разобраться за один год школьник, конечно, не успевает. Возвращаясь домой, в свой родной класс, он привозит множество мелких проблем, что приведет к отставанию по всем предметам в следующем учебном году.
Процесс адаптации к школьным порядкам происходит у российских ребят сложнее, чем к учебному процессу. С одной стороны, все жизненные нюансы здесь строго регламентируются школьными законами, но с другой (неофициально) – правом сильного. Поведение подростков очень напоминает поведение животных в сообществе, где каждая особь постоянно демонстрирует свои лидерские способности. Преобладают здесь те же инстинкты, что в дикой природе. Я имею в виду большую сексуальную озабоченность учеников. Это проявляется в различных сторонах школьной жизни: руки мальчиков слишком фривольны, главная тема разговоров девочек – это вечеринки, мальчики, изнасилование и беременность. В школе созданы даже специальные классы для беременных учениц. “И грустно, и смешно”, но здесь никого не удивляют драки девочек из-за мальчиков.
Наибольшим уважением в этой большой городской школе пользуются школьники, которые находят возможность оскорбить учителя. Многие ученики принимают наркотики. Такие мальчики со стеклянными глазами представляют реальную опасность для окружающих.
Это открытие нас по-настоящему испугало. Я стала обзванивать друзей и расспрашивать их о частных школах. В конце концов мы решили, что мир устроен так, что живут в нем разные люди, и мы должны жить в этом реальном мире... Наша дочь продолжала учиться в этой общественной школе. Она научилась давать отпор мальчикам со стеклянными глазами, у нее появились приятели, но друзей не было. Ей не повезло найти такого же по духу человека. А обсуждать мальчиков и магазины для нее было скучно. Учебный год она окончила с отличными оценками, но я с грустью стала замечать, что ее манеры изменяются не в лучшую сторону: речь стала слишком громкой, появились резкость, нервозность.
…В целом же, если сравнивать системы обучения в общественных школах России и Америки, я бы сказала, что основное отличие в том, что в школах у нас привычно дружными рядами всех ведут к счастью: программа обучения практически одинакова для всех детей. В Америке дети получают то, что хотят и что могут. Запущен механизм естественного отбора, но при этом не закрыт путь к образованию для талантливых детей. Все дети учатся вместе в комфортных условиях, нет никаких разделений ни по каким признакам, но результаты, конечно, различаются.

P.S. Записки Валентины Бакмастер, создающие образ американской школы изнутри учебного процесса, как кажется, поучительны именно в контексте сравнения двух очень различающихся культур образования и воспитания, самих подходов к детству и к участи человека вообще. «В американских семьях, – пишет Бакмастер, – действует негласная установка: “Не всем Бог дает талантливых детей, надо радоваться тому, что имеешь, и этот для меня самый лучший”. Весь уклад жизни здесь таков, что малыш с первых мгновений появления на свет усваивает идею: у него есть право выбора. Не всем дано быть математиками или художниками, но есть множество интересных занятий, где можно проявить себя. Быть хорошим механиком вовсе не позорно, благосостояние семьи и место в обществе зависят не от рода деятельности, а от успехов в нем. Здесь нет (или мало) всеразрушающего движения вперед, “в никуда”. Во всех нюансах личной и общественной жизни американцев сквозит самодостаточность».
Если учитывать эти различия, становится ясно, почему всякое сравнение достоинств и недостатков русской и американской педагогических систем – пустое занятие. И тем более опасно автоматически переносить в Россию те наработки американской школы, которые кажутся нам выигрышными или просто симпатичными. В иной социальной и культурной среде они могут оказаться совершенно неуместными.
Единственное, что нам стоит безоговорочно перенять у американской государственной школы, так это уровень учительской зарплаты. Увы, здесь как раз мы и видим самую серьезную преграду успешному развитию образовательной системы в России.

Валентина БАКМАСТЕР
Подготовил к печати
Станислав НИКОЛЬСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru