Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

Школа – вуз: запрещенный прием

Министр образования отменил совмещенные экзамены

6 февраля Министерство юстиции зарегистрировало подписанный 14 января важный ведомственный документ: приказ Министерства образования «Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти».
Этот документ, с нашей точки зрения, безусловно является шагом вперед в реформировании нашего образования.

Одна строчка – как приговор

Министр образования подписал приговор совмещенные экзамены – экзаменам, которые получили массовое распространение, когда выпускной экзамен в школе в соответствии с договором с вузом является одновременно и вступительным.
Приведем эту строчку целиком:
«Недопустимо засчитывать в качестве вступительных испытаний выпускные экзамены на различного рода платных курсах (школах) при вузах».
Школы, обычно сильные или специализированные, стремились заключить такой договор с престижным вузом, и наоборот – вузы стремились найти хорошие школы, заключить с ними договоры и подготовить для себя хороших студентов через курсы при этих школах.
Конечно, в таких школах родителей часто откровенно заставляли платить дополнительные деньги под флагом налаживания хороших отношений с тем вузом, который принимает детей прямо из школы.
И хотя формально совмещенные экзамены критиковались как нарушение конституционных прав сельских детей или выпускников тех школ, которые не смогли заключить такие договоры, но на самом деле этот аргумент для нас не является основным. Вузы часто готовы были заключить такие договоры и с сельскими школами. И я знаю, что многие ректоры ездят по маленьким городкам и даже селам в поисках будущих талантливых студентов. Вот только уровень подготовки в сельских школах таков, что никакие договоры не помогут.
И это, кстати говоря, один из самых сильных аргументов в пользу того, что в маленьких селах все-таки полная средняя школа неэффективна. Два последних класса выпускникам важно «проходить» в сильной школе, даже если из-за этого придется ездить на автобусе или жить в интернате. Так что дело не в нарушении конституционных прав сельских выпускников, точнее, не только в этом. А в том, что совмещенные экзамены стали поводом для фактической оплаты взяток.
Разумеется, все оформляется вполне законно и криминала нет, но каждый ребенок из такого класса знает – родители платят несравнимо больше, чем стоит их обучение. Знают, потому что когда активисты-родители обзванивают других родителей, сообщая, что надо сдать очередную сумму, то на следующий день, как правило, именно дети несут в школу требуемую сумму.
Конечно, ребятам, которые больше полугодия старались изо всех сил и надеялись, что в апреле или мае этот кошмар закончится и они станут студентами, сидели дни и ночи, чтобы остаться в числе заветного списка, – для этих ребят приказ министра – страшный удар.
И хотя договоры 2003 года останутся в силе, и для выпускников этого года все может сложиться по-старому – но скорее всего станут отказываться сами вузы. Потому что ректоры понимают: политически выгодно остановиться именно сейчас.
За последние дни прошли многочисленные переговоры, особенно ректоры видных и престижных вузов добивались приема у министра и выясняли ситуацию.
Это показательно. Каких вузов в этом году будет больше: тех, которые сохранят совмещенные экзамены, или тех, которые отменят, – это на сто процентов зависит от того, как ректоры оценивают положение В.Филиппова, который подписал приговор совмещенным экзаменам несмотря на то, что этим явно ущемляются финансовые интересы всех ректоров и вузов.
И делается шаг в направлении ЕГЭ – необратимость его повсеместного введения.

Тоталитарный вуз

В то же время с точки зрения политики образования новые старые правила говорят еще и о том, что наша система образования остается по-советски тоталитарной.
Почему?
Потому что по-прежнему сохраняется принцип отбора в вузы самых достойных и талантливых.
Причем конкурсность и отбор составляют основу механизма формирования состава студентов.
А если способности развиваются позже?
Но дело даже не в этом, а в нашем представлении о праве на образование.
Любопытно, что в новых правилах расширяется льготный набор.
Удивительно, но факт: правила устанавливают фактическую независимость поступления в вуз отдельных категорий абитуриентов от их
знаний. Это и целевой прием, и различные льготы.
Значит, в принципе государство признает: специалистом можно стать и в случае не слишком удовлетворительных знаний после школы.
Мы все видели, как президент В.Путин на встрече с матросами Тихоокеанского флота обещал им льготы при поступлении в вуз.
То же самое – жертвам наводнения на Кубани, им тоже не только было обещано, но и предоставлено право учиться в вузах.
Значит, это возможно?
Конечно, потому что учиться – еще не значит работать по специальности. Быть студентом медицинского факультета – еще не значит лечить людей.
Если у человека есть право на образование – значит, это право универсально, оно не ограничивается детским садом или школой.
Другое дело – сможет ли выпускник выдержать квалификационную аттестацию, стать специалистом? Это уже решится в вузе.
Если бы в «Правилах…» были описаны льготы не по поступлению, а, например, по оплате – это другое дело.
Все сдают на равных основаниях, а вот льготный кредит для бывших матросов или сельчан – это можно было бы понять.
А раз льготы на зачисление – значит, знания и успехи в школе не имеют решающего значения?
…Этот важнейший документ скорее всего проживет недолго.
Через год-два его сменит другой – определяющий прием в вузы по результатам ЕГЭ.
А затем, мы в этом убеждены, мы обязательно придем к таким правилам, по которым каждый выпускник школы сможет продолжить обучение в университете. Если захочет. А успехи в школе будут определять стоимость его обучения, отличники – бесплатно, троечники будут брать кредит.
И это, кстати говоря, лучший способ победить коррупцию в вузах.
Если, конечно, кто-нибудь заинтересован в такой победе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru