Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРИРОДА ШКОЛЫ 
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ,
Анатолий АРСЕНЬЕВ

Анатолий Арсеньев:
“Мир есть тайна, и человек есть тайна. Не загадка, не секрет, а тайна”

В обыденном сознании философия и школа далеки друг от друга. Однако истории известно немало примеров, когда философские идеи, поначалу казавшиеся невероятными, вдохновляли педагогов-практиков. Так было, например, с работами Ивана Илича, о которых мы писали недавно, его взгляды легли в основание многих современных альтернативных школ. Так продолжился теоретический поиск российского философа Владимира Библера, положившего начало особому направлению в педагогике – школе диалога культур. Наверное, не многие знают, что большинство работ Василия Давыдова, одного из авторов системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова, можно сказать, навеяны диалогами с философом Эвальдом Ильенковым. Когда Давыдов читал лекции про вхождение ребенка в мир знаний, он вместо примеров иногда говорил: “Чтобы это хорошо понять, вам непременно надо прочесть все книги Эвальда Ильенкова”...
Философия способна предвидеть и приближать будущее.
И сегодня мы представляем философа, идеи которого, на наш взгляд, созвучны глубинным тенденциям в культуре и образовании. Это Анатолий Арсеньев. Можно сказать, что все его творчество посвящено прояснению стержневых вопросов образования: человек и мир, мораль и нравственность, особенности подросткового возраста, развитие личности... У него вышла всего одна книга, но ее хочется отметить как событие в мире педагогики.
Это “Философские основания понимания личности” (издательство “Академия”, 2001 год).
В советское время воззрения Арсеньева гораздо резче, чем позиция большинства коллег, расходились с тем типом мышления, который в прежние времена было принято считать научным и единственно верным.
Но и после перестройки подход Анатолия Сергеевича, похоже, остается “в пике” к мейстриму научной педагогической мысли.
Об этапах становления личности и возможностях учителя помочь ребенку в его личностном росте – беседа нашего корреспондента Анатолия ВИТКОВСКОГО с доктором философских наук Анатолием Сергеевичем АРСЕНЬЕВЫМ.

Анатолий Сергеевич Арсеньев– В руках учителя бесконечно противоречивое существо – ребенок. И весь вопрос в том, что учитель хочет получить в результате образования.
Ребенок наделен свойством универсальности, он может освоить практически все, чему мы захотим его научить. Но насколько содержание и форма образования соответствуют внутреннему процессу развития личности, поддерживаем мы этот процесс или угнетаем? Если учитель хочет воспитать в ребенке личность, то надо не забывать об основной цели.

– А как вы понимаете личность?
– Обычно я начинаю с самого простого определения: личность – это человек, который обладает бесконечной внутренней свободой и такой же бесконечной, не разделенной ни с кем нравственной ответственностью. Личность начинает развиваться в человеке с самого рождения, мы не знаем начала личности. Но человек проходит в своем развитии определенные этапы, и на каждом из них должны быть созданы условия, которые благоприятны для роста личности. Если бы образование давало ребенку то, что ему требуется на каждой фазе развития, эффект был бы колоссальный.
До 5–6 лет ребенок, как говорил философ Василий Зеньковский, живет дыханием бесконечности, чувствует беспредельность мира. Поэтому дети этого возраста особенно восприимчивы к религиозному воспитанию. Им легко ощутить свою связь с бесконечностью мира, с Богом.
Причем не обязательно говорить слова религия, Бог. Главное – передать ощущение этой бесконечности и тайны себя и мира.
Кстати, это одна из задач философии – передать ощущение, что мир есть тайна и человек есть тайна. Не загадка, не секрет, а тайна. Загадку можно разгадать, секрет можно открыть, а тайна совершенно не закрыта для человека, она открыта, но надо научиться уважительно к ней относиться. И цель философии – показать человеку, что эта тайна существует.
Но интерес к философским понятиям пятилетнему ребенку привить нельзя, а зародить в его душе любовь к Богу – возможно.
Задача религиозного воспитания: духовное насыщение внутреннего “я” – сердцевины личности. Энергетический потенциал внутреннего “я” человека важен потому, что он позволяет общаться с внешним миром, оставаясь при этом целостным.
А потом, в возрасте 5–6 лет, наступает время так называемого второго детства, которое неблагоприятно для религиозного воспитания. Теперь ребенка интересуют внешний мир, конкретные предметы, как что устроено.

– Какие этапы развития ребенок проходит дальше и как учителя могут помочь ему на этом пути?
– Известно, что ребенок, который приходит в первый класс, всецело доверяет взрослым. Каждый взрослый для ребенка – мудрец, который обо всем знает больше и лучше.
В классе дети находятся в коллективе, и совместное пребывание многократно усиливает их восприятие. Учитель становится самым главным авторитетом. Нередко случается так, что когда домашние начинают говорить что-либо противоречащее высказыванию учителя, то ребенок заявляет им, что они ошибаются, потому что учительница сказала то-то и то-то...
Поэтому самые образованные и талантливые педагоги должны работать в детских садах и начальной школе. И соответственно зарплата у них должна быть самой высокой. Одно дело отвечать за математику или биологию и другое – за целый мир!
В возрасте 11–12 лет начинается подростковый этап жизни ребенка. В это время у ребенка появляется способность к рефлексии, и он начинает критично воспринимать то, что делают и говорят взрослые, ибо на этом этапе он уже может проверить их слова посредством формальной логики. И вскоре ребенок обнаруживает, что мир взрослых во многом состоит из лжи. Не стоит особо опасаться этой критичности. Напротив, надо помочь ребенку развивать в себе это качество, потому что оно может помочь приобрести иммунитет против потока некачественной, а иногда просто разрушительной информации, который обрушивается на растущего человека со всех сторон.
В начале перехода к юношескому возрасту у подростка появляется потребность в обособлении.
Самая большая опасность на этом этапе заключается в ранней социализации, которая обычно предлагается как средство обуздать неудобное поведение подростка. Говорят, “надо его социализировать, и тогда он сможет без проблем войти во взрослую жизнь”, как будто человек должен подчиняться общественному устройству, а не оно – служить человеку.
На самом деле надо дать возможность идти естественному внутреннему процессу развития.
В это время человек пытается самостоятельно осмыслить мир как целое. Он строит различные социальные, метафизические, нравственные модели мира. В психологии это явление получило название “транзиторная метафизическая интоксификация”. Приходит время “последних вопросов” героев Достоевского: о добре и зле, о назначении человека, об отношении к другим людям и Богу. В суждениях ребенка на первое место выступают совесть и нравственность, а формальная логика уходит на второе.
Важно, чтобы совершили свою работу пробуждающиеся романтические чувства, оформилось собственное отношение к главным вопросам бытия. В этом юноше можно и нужно помочь. И главное средство помощи – литература, поэзия, музыка. Учителя-гуманитарии, которых волнует становление личности, часто на самых разных по своей тематике уроках обращаются к поэзии, ведь стихотворная форма помогает осознать не только буквальный смысл слова, но и то, что стоит за словами.
Хочу подчеркнуть, что по внутреннему содержанию фаза юности напоминает период раннего детства. Поэтому полноценное проживание раннего детства облегчает вступление в юность.
И еще одно: только пройдя период юности, человек может простить и принять мир взрослых.

– А можно дать какие-то конкретные рекомендации?
– Этот вопрос учителя задают чаще других. Я отвечаю, что единых рецептов нет. Каждый учитель сам обладает личностными особенностями и должен искать тот язык разговора с детьми, который наиболее подходит для него и для ребенка. Философ может только расширить сознание педагога, его представление о том, что такое личность как конечная цель воспитания.
Например, можно утверждать, что развитие в основном идет через рефлексию и трансцендирование.
Рефлексия помогает человеку находить ответы на главные вопросы жизни в самом себе. Но, к сожалению, школа не учит искать эти ответы, как правило, в классе ученик получает готовое знание.
А трансцендирование – это выход за пределы себя, умение посмотреть на жизненную ситуацию со стороны, с так называемой позиции вненаходимости. Это важно, потому что, если человек захвачен деятельностью, он не в состоянии увидеть целостную картину положения вещей.
Если же говорить о рекомендациях, пожалуй, один общий принцип есть: воспитывать личность в себе. Главной целью в процессе общения с учеником учитель должен ставить самовоспитание. И это создает благоприятную ситуацию для воспитания ученика как личности.
Причем это касается не только наших слов и поступков по отношению к ребенку. Самовоспитание может состоять в дисциплине мышления. Если даже какой-то человек нам не нравится, но мы будем стараться замечать в нем хорошее и отмечать это, то независимо от того, скажем мы ему об этом или нет, он начнет поворачиваться к нам этой положительной стороной. Более подробно об этом рассказано в книге “Философские основания понимания личности”. Она для каждого, кто задается вопросами своего места и назначения в мире. Она для тех, кто не имеет профессиональной подготовки в области философии. Я старался писать ее максимально простым языком, используя различные художественные средства выражения.
Издательство выпустило книгу с подзаголовком “Учебное пособие”, но это не учебник, а приглашение к размышлению.

– Условия, которые, на ваш взгляд, благоприятны для развития личности, во многом расходятся с тем, как устроена наша система образования. Получается, что педагогу, который берет на себя ответственность за воспитание личности, придется все время плыть против течения?
– А личность – это и есть человек, который плывет против течения, потому что всегда есть антагонизм между личностным и социальным. Личностью становятся не для того, чтобы облегчить себе жизнь. Личностью быть трудно потому, что личность всегда связана с идеальным, это служение чему-то высшему в сравнении с тем, что ты собой представляешь сейчас. Это трудно, но я не знаю другого способа сохранить в человеке человеческое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru