Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 

Два раза в год, в начале весны и осенью, профсоюзы выводят учителей на митинги с требованием повысить зарплату или хотя бы платить ее вовремя.
26–27 февраля в столице и по всей России пройдет очередная акция протеста.
Еще в августе правительство уверяло, что «к концу года мы забудем об этой проблеме». Однако во многих регионах зарплату учителям снова не выплачивают, копятся многомиллионные долги. При этом попытка правительства изменить систему оплаты труда бюджетников, сделать ее более эффективной встречена профсоюзами и депутатами Думы в штыки.

Александр АДАМСКИЙ

У государства деньги – у муниципалитетов школы...

В результате у педагогов – марш протеста

Когда учительские забастовки только начинались, многие спрашивали: а этично ли педагогам выходить на улицу и предъявлять требования к властям? Сегодня, когда регулярные акции протеста превращаются в рутинную демонстрацию организационных возможностей профсоюзов, возникает другой вопрос: этично ли выводить учителей на митинги, если это не приводит ни к какому результату? Может быть, есть более действенные средства изменения ситуации?

Это повторяется два раза в год…

Из разных регионов одно за другим приходят сообщения о проведении акций протеста против концепции реформирования оплаты труда бюджетников, в частности работников образования. Профсоюзы яростно бьются за социальную справедливость, выступают против правительства, которое, с их точки зрения, намеревается отобрать у педагогов последнюю копейку.
Региональные администрации не очень обеспокоены этими выступлениями. Мы спросили нескольких вице-губернаторов, ответственных за социальную политику, насколько их тревожит акция протеста учителей. Все чиновники ответили примерно одинаково:
– Это повторяется два раза в год, мы привыкли. Митинги протеста пройдут перед зданиями региональных администраций, но сам протест направлен против федеральной власти, а не против нас.
И в самом деле: получается так, что уже сейчас зарплату платит федеральный центр. И никому в голову не приходит предъявлять претензии официальному учредителю школы. Все претензии – Министерству финансов, которое не прислало в регион трансферт. А Минфин отвечает: «Мы давно отослали все деньги, ищите их у себя».
Попробуй найди: давно истрачены на ремонт моста, уборку урожая, ремонт теплосетей.
Если возникает вопрос о мизерной зарплате учителя, губернатор или мэр говорят:
– Это дело правительства.
А правительство отвечает:
– Чтобы поднять зарплату учителям, надо поднять ее всем 15 миллионам бюджетников. Или – отменять ЕТС и вводить отраслевые системы оплаты труда.
А деньги откуда?
– Из трансфертов, откуда же еще…
А кто будет устанавливать ставки заработной платы учителям?
Правительство отвечает: «Регионы».
Возникает парадоксальная ситуация: чтобы преодолеть кризис финансирования образования, надо изменить систему оплаты труда, то есть отменить ЕТС и передать право устанавливать ставки субъектам Федерации.
Но источники финансирования остаются прежними – трансферты и бюджеты регионов. Кто сколько по сусекам наскребет.

Местная власть с протянутой рукой

Неумение экономистов и политиков разработать эффективную схему оплаты труда бюджетников, особенно работников образования, плюс прямолинейная тактика профсоюзов (с пролетарской агрессивностью бороться за права трудящихся, но не добиваться при этом никакого результата) приводят к дискредитации идеи местного самоуправления.
Основа гражданского общества – институты гражданского самоуправления оказались заложниками этой неэффективной схемы финансового обеспечения школ.
Поскольку все ресурсы сосредотачиваются по-прежнему в центре, основные финансовые средства в федеральный бюджет приносят не малый или средний бизнес, не местная промышленность или туризм, а федеральные монополии – газ, нефть. Они же являются главным инструментом политического управления страной. На местах ресурсов практически нет. В России не наберется и десятка городов, которые могут самостоятельно содержать школы. Остальные муниципалитеты – фактически попрошайки. Если экономика региона развивается, а губернатор вкладывает деньги в образование – дела обстоят более-менее. И то не всегда: например, в Самарской области учителя получают зарплату, а к акции протеста все равно присоединились. Правда, точно не известно, кто присоединился, учителя или профсоюзные начальники, но газеты сообщили, что протестовать будут.

Кто будет гарантировать?

Итак, против чего протест? Опасения действительно резонные:
губернаторы станут занижать ставки заработной платы, закрывать сельские школы, сокращать учителей, укрупнять городские школы, приватизировать образовательные учреждения. Поэтому пусть лучше центральная власть за все отвечает!
...Таким образом, основной причиной бедственного положения учителей и школ профсоюзы и политики называют фактическую НЕгосударственность российских школ. Получается, что акции протеста – это борьба за передачу школы под контроль государства. Формальным лозунгом является требование государственных гарантий зарплаты учителей и финансирования школ. Вместо выдачи гарантий местному самоуправлению, обеспечения его ресурсами для содержания школ, выполнения задачи общего образования граждан.
…Отсутствие у правительства эффективных предложений по финансированию школы позволяет популистам провоцировать учителей на пролетарские формы борьбы за свои права. Может быть, пора менять вождей, а не идти под их знаменами к зияющим высотам прошлого?.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru