Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Все давно привыкли к тому, что встреча педагогов с преподавателями курсов повышения квалификации происходит по разнарядке сверху. Бывает, правда, что инициатива обучения исходит от самих учителей, желающих преумножить свои знания. А мы сегодня расскажем про совершенно уникальный случай, когда по просьбе педагогов целого региона создана “Школа гуманистического воспитания”, обучающая работников образования проектированию воспитательных систем.

Как построить новую
воспитательную систему?

Школа гуманистического воспитания в Самаре дает первые ответы на этот вопрос

«Всегда ли можно сказать, что у педагога есть собственная воспитательная позиция? Ведь педагог зачастую вполне готов к воспитательной деятельности, вопрос только в том, на каких основаниях он эту деятельность осуществляет. Важно создать условия для того, чтобы, выбирая воспитательную систему, педагог встал на позиции именно гуманистического воспитания. То есть на позиции понимания ребенка: можно быть и достаточно строгим, но ценность личности ребенка должна быть приоритетной вне зависимости от того, какими качествами он обладает».
Так объяснила идею «школы гуманистического воспитания», которая в январе этого года выпустила своих «первенцев», сотрудник Российской академии образования Ирина Кулешова. «Школа гуманистического воспитания» была задумана в Самаре кафедрой педагогики и психологии Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиПРО) по запросу педагогов региона.
Об опыте работы школы нам рассказала профессор кафедры педагогики и психологии АПК и ПРО, кандидат философских наук, преподаватель Лариса Геннадьевна Логинова.
Лариса Геннадьевна. Администрация Самарской области поставила перед учебными заведениями очень четкую задачу: создать к 2003 году модель воспитательной системы. Это постановление относится и к школам, и к детским домам, и к интернатам, и к учреждениям дополнительного образования, и к профессиональным училищам. Наша кафедра работала в Самаре и раньше, наверное, поэтому к нам и обратились за помощью. Само по себе такое предложение абсурдно – нельзя так сразу написать и реализовать воспитательную систему. Поэтому мы предложили переформулировать задачу: не написание моделей, а подготовка людей, которые могут заниматься проектированием воспитательных систем.
Согласно договору с администрацией Самарской области были организованы курсы переподготовки. Срок договора – два года: по году на один набор слушателей. Первые 50 человек начали заниматься в марте прошлого года. Название «Школа гуманистического воспитания» родилось, когда слушатели стали настоящими коллегами, заинтересованными в общем деле.
Л.Г. Изначально мы предполагали, что нашими слушателями станут директора и завучи по воспитательной работе. Потому что писать программу, или воспитательную систему, без директора учебного заведения совершенно невозможно. Тут важно, какие решения примет руководство – что поддержит, а что нет. Но школы сами выбрали тех, кто будет учиться, а мы ни на чем не настаивали. Поэтому были у нас совершенно разные слушатели: и завучи, и воспитатели, и социальные педагоги, и психологи, и замы по науке.
Среди слушателей в основном были женщины очень разные и по характеру, и по уровню, и по профессиональной ориентации. В основном молодые. Мужчин было только двое – это тоже, наверное, показатель для воспитательной деятельности.
Л.Г. Один из наших слушателей – преподаватель в ПТУ. Человек, который и сам окончил это училище, и очень долгое время там проработал. Очень редко на курсы даже не повышения квалификации, а переподготовки приходят подобные люди. За время учебы он составил анализ опыта воспитательной деятельности в ПТУ. Изучив работу своего училища с момента его основания, все его традиции и ценности, написал хорошую книгу по истории воспитательной деятельности. А одна слушательница – завуч негосударственной православной школы для девочек училась за свои деньги. Услышав про школу, она приехала в Самару, чтобы немного выйти за пределы ортодоксальности, поскольку для нее очень важно именно общение с девочками, которые учатся в школе.
За первый год преподаватели и слушатели школы открыли для себя новые оттенки слова «гуманизм». Привычно воспринимать гуманизм как любовь к ребенку. А что же за этим следует? Мы их любим, а значит, имеем право учить, как нужно жить, – такая вот логика. А в «Школе гуманистического воспитания» вдруг зашел разговор о том, что важнее всего понимать и уважать ребенка. Ведь дети-то не наша собственность. Гуманизм, по мнению преподавателей школы, должен проявляться в том, чтобы отказаться от этого собственнического отношения к детям.
Л.Г. Мое дело как организатора было в том, чтобы соединить поэзию, связанную со словом «гуманизм», и педагогическую практику. Согласитесь, что написать теоретическую работу и создать структуру, обеспечивающую уважение к ребенку, – разные вещи. Но это нужно было сделать, а именно: дать некоторые установки для создания новой системы, невредной для ребенка. Кстати сказать, речь тут именно о ребенке! Если посмотреть Закон «Об образовании», то слово «дети» там встречается в разделе о социально незащищенных и детях-сиротах. В остальных случаях упоминаются только «учащиеся» или «граждане нашего отечества». А говоря о гуманизме, мы говорим именно о детях, о нормальных живых детях! О людях, которые переживают этот период жизни и достойны уважения и принятия их как равноправных граждан уже сейчас. Поэтому система обучения включала в себя изменение отношения к положению учителей, взаимоотношений внутри учительского коллектива и их отношения к детям.
Выпускники «Школы гуманистического воспитания» – носители уже другого мировоззрения, другой идеологии. Может быть, они белые вороны, может быть, пионеры, но во всяком случае они способны привлекать на свою сторону и собирать команду единомышленников.
Л.Г. Теперь наши дипломники вернулись в реальную жизнь. Туда, где очень маленькая зарплата, где очень просто остаться одиноким, потому что другие заняты обычной жизнью. Нам бы очень хотелось, чтобы администрация области их хоть как-то поддержала. Ведь есть аттестация, есть престиж профессии, который можно было бы оценить по достоинству. Мы общались с администрацией на эту тему, но дальше разговоров дело не идет. К сожалению, у меня создалось впечатление, что люди так и останутся белыми воронами, без всякой поддержки и рассчитывать смогут только на себя. Правда, несколько человек показали хорошие исследовательские способности, и нам бы очень хотелось, чтобы они стали нашими аспирантами – мы готовы принять у них кандидатский минимум.
Самарская «Школа гуманистического воспитания» сейчас выходит на второй круг: впереди еще один год обучения, еще один набор слушателей.
Л.Г. На сегодняшний день существуют еще и нормативные нюансы. В России нет программы переподготовки, которая в дипломе давала бы соответствующую запись не только о втором образовании, но даже о новом направлении деятельности. Официально зафиксировано направление “менеджмент в образовании”, а вот “воспитательной деятельности” нет. Мы, конечно, дадим своим слушателям сертификаты с такой записью, но ценность его в некоторых регионах невелика.
Школа пришла к нам со своей болью, со своими проблемами, со своим ощущением ненужности и неустойчивости. Мы их поддержали, а как получится дальше, я не знаю. Очень хочется надеяться, что нам удастся набрать еще пятьдесят человек на следующий год.

Мы желаем преподавателям кафедры успехов в реализации их планов и хотим попросить подробнее рассказать о методике гуманистического воспитания в ближайших номерах.

Беседовала Ольга ХОТИМСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru